СЮРПРИЗЫ «ЗИМНЕГО» ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
02.03.2015
Несмотря на то, что в этом году зима выдалась очень тёплой, морозы периодически «прихватывают», что заставляет нервничать владельцев дизельных авто. Ведь каждому из них не понаслышке известно, что ДТ имеет свойство парафинизироваться при низких температурах. Негодная солярка на морозе быстро превращается в кисель - и прощай, фильтры. В последние годы особых проблем с качеством солярки не было, но наступили смутные времена, и специалисты Института потребительских экспертиз решили проверить, как обстоят сейчас дела у «тяжёлого» топлива на украинских АЗС.
Тест-контроль
Из одиннадцати образцов проверенного топлива четыре имели нарушения в качестве. Почти сорок процентов - это плохая новость. А хорошая состоит в том, что нарушения были не критичными, можно сказать, в границах погрешности. Тем не менее, отклонения были, и обнаружены они у весьма крупных игроков, ТНК и Лукойл. Вместе с тем, обнаружены и лидеры. Например, ДТ Energy от сети ANP во время лабораторных испытаний показал самый значительный предел замерзания - 32оС, прекрасную морозостойкость продемонстрировал и КЛО Ventus - минус 26 по Цельсию. Но об этом ниже.
Эксперты ИПЭ приобрели «солярку с именем» и «без» в 9 сетях: ANP (Energy), КЛО (Ventus diesel), КЛО ДП, Socar (Nano ДТ), ОККО (ДП Евро), Лукойл (ДП Евро), WOG (Mustang ДТ), Укравто (ДТ плюс), ТНК (Евро), БРСМ Евро и БРСМ ДП. Все топливо проверялось по 4 критериям: температура фильтруемости и цетановое число - эти два показателя особенно важны зимой, а также содержание серы и температура вспышки.
Морозостойкость
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали - абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. Причем 10 из 11 не просто зимние, а арктические, т.е. их можно заправлять в саму суровою зиму и в самые требовательные автомобили. На вопрос: «А зачем в наших условиях использовать дизельное топливо, предназначенное для арктических условий?» ответ прост: очень важно иметь в топливном баке запас прочности.
Итак, «полярниками»-рекордсменами по температуре фильтруемост
и стали образцы ДТ Energy (предельная температура - минус 32°С) и КЛО Ventus (предельная температура - минус 26°С). Показатели не рекордные, но очень приличные. У остальных участников, чьё топливо полностью соответствует нормативам, не больше, чем -22 градуса, но и не меньше, чем -18. То есть по морозостойкости все образцы оказались отличниками, что не может не радовать.
Цетан
Этот показатель определяет период задержки воспламенения топливной смеси - т.е. тот промежуток времени, который проходит от момента впрыска топлива до начала его горения. Чем ниже цетановое число, тем жестче работает дизельный двигатель, больше расход топлива и дымность отработанных газов. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск.
Обычно по этому показателю было много отклонений, но не в этот раз. Все участники показали отличные результаты.
Сера
Главный «экологический» показатель дизтоплива - содержание серы. Хотя продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера, она и зимой, и летом, как говорится, одним цветом. По украинским стандартам допускается разная доля серы в дизтопливе разных видов. Для вида II (соответствует Евро-4) - не выше 50 мг/кг, а в топливе вида I (Евро-5) - и вовсе не более 10 мг/кг. Так вот, из всех проверенных образцов самым грязным оказалось топливо Лукойл (ДП Евро) - 155 единиц при нормативе не более 50. Остальные вписались в вид І. А рекордсменами стали оба образца КЛО - в них серы практически не было, всего 2 мг/кг!
Вспышка
Наконец, последний значимый для нашей проверки показатель - температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива и указывает в первую очередь на пожароопасность топлива. Кроме того, если данный показатель ниже норматива, это может свидетельствовать о попадании в дизтопливо лёгких фракций. Нарушения отмечены у Лукойл (ДП Евро) и ТНК (Евро).
Итого
Главный вывод из нынешнего исследования таков. В целом, ситуация с дизельным топливом несколько ухудшилась в сравнении с прошлым годом, но и нарушения в основном имеют символический характер. Кроме того, довольно тёплая зима делает запас прочности солярки огромным. Вот если бы только и не курс доллара и цена....
Справка: Дизельное топливо очень чувствительно к пониженным температурам из-за присутствия в нём парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания. Например, в летней солярке парафины выпадают уже при -5°С (топливо мутнеет). При температуре -10°С летняя солярка загустевает и забивает топливные фильтры. Зимняя солярка более «морозоустойчива»: предельная температура фильтруемости должна быть не выше минус 15°С (для ДСТУ 4840:2007 марки E) и минус 20°С (для ДСТУ 4840:2007 марки F). Новым ДСТУ также предусмотрены требования для ДТ, предназначенного для эксплуатации в условиях арктического климата. В этом случае ДТ ЕВРО делят на классы: класс 0 - предельная температура фильтруемости минус 20 °С; класс 1 - предельная температура фильтруемости минус 26 °С.