Зимний «дизель»: в трети проб обнаружена вода
19.01.2017
После новогодних праздников стремительно обвалилась национальная валюта, что очень быстро приведет к подорожанию топлива на 1-1,5 гривны. Перспектива малоприятная, особенно ввиду падения доходов населения. И если цена на «солярку» постоянно растёт, то качество её в последние годы было довольно стабильно. Это обуславливалось поставками «тяжелого» топлива в подавляющей массе из-за рубежа, но сейчас даже государственный Шебелинский НПЗ перешёл на выпуск топлива стандарта Евро-5. Вроде бы ничего не предвещало беды, но треть проверенного специалистами Института потребительских экспертиз топлива оказалось не кондиционным.
Тест-контроль
В этот раз эксперты решили сконцентрировать внимание не только на крупных игроках, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 8 сетях: БРСМ-Нафта (ДТ Евро), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), Shell (ДТ Евро) иSunOil (ДТ Евро). Изюминкой теста стало участие в исследовании нелегальной АЗС, так называемой «бочки», которые массово появляются в последнее время. Цена там, как правило, на 3-4 гривны ниже, чем у сетевиков, а вот что там разливают, не знает никто. В лаборатории все образцы прошли проверку по множеству параметров: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность. И, конечно, главные «зимние» показатели – предельная температура фильтрации (замерзание) и массовая часть воды. Скажем сразу: все испытуемые оказались «зимними» образцами, но полностью испытание выдержали не все.
Цетановый индекс
Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы БРСМ-Нафта (ДТ Евро) – 52,6 единицы, и КЛО (ДТ Евро) – 51,7 единицы. На таком дизтопливе будет легче запускаться зимой и меньше расход топлива.
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.
Сера
Продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – реальность. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5! Рекордсменом стал образец БРСМ-Нафта (ДТ Евро) (всего 3 мг/кг!). А вот на нелегальной АЗС серы в «дизеле» оказалось по нынешним меркам очень много – 339 мг/кг.
Вода
Воды в дизельном топливе быть не должно – это регламентирует стандарт, это знают все дизелисты. На морозе кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра – и прощай, движение! Но этого, похоже, не знают в сетях ANP и AMIC, ведь именно в образцах этих АЗС (и нелегальной «бочке») были обнаружены следы воды. Как она туда попала, остаётся только гадать (остальные параметры в порядке). Скорее всего, можно предположить прорехи в логистике и хранении.
Морозостойкость
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. При сильном похолодании не замёрзнет дизель БРСМ-Нафты, который выдержит до минус 26 по Цельсию, неплохо продержатся КЛО (- 23), LUXWEN (- 23), ТНК (- 20). На случай более экстремальных морозов КЛО и Shellпредлагают именные сорта (Ventusи V-power), которые являются арктическими, но и стоят ощутимо дороже.
Итого
В целом, качество дизельного топлива находится на уровне, если не считать следы воды в некоторых образцах (хотя вряд ли это системный процесс, скорее, недочёты отдельных АЗС). Порадовали также результаты сети БРСМ-Нафта, которая сейчас переживает нелёгкие времена, отбиваясь от рейдерской атаки, но при этом качество пока не пострадало. Что же касается нелегальных АЗС, то дорогу туда лучше забыть, поскольку претензий в случае неприятностей предъявлять попросту некому.
Дмитрий Гордиенко
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5 | Цетановый индекс (норматив – не менее 46 ед.) | Плотность при t 15 °С, кг/м3 (норматив 820-845) | Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив – не ниже 55, С) | Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг) |
БРСМ-Нафта(ДП Евро) | 52,6 | 835,9 | 55 | 3 |
Shell (ДП Евро) | 50,9 | 833,7 | 72 | 4 |
Нелегальная АЗС | 49,8 | 818,9 | 44 | 339 |
LUXWEN (ДП Евро) | 50,8 | 836,3 | 60 | 4 |
ТНК (ДП Евро) | 48,6 | 832,5 | 63 | 10 |
AMIC (ДП Евро) | 52,3 | 831,7 | 67 | 9 |
ANP (ДП Energy) | 50,2 | 835,8 | 55 | 8 |
КЛО (ДП Евро) | 51,7 | 837,4 | 62 | 8 |
SUN OIL (ДП Евро) | 49,9 | 832,9 | 57 | 10 |
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5 | Массовая часть воды, % (норматив – не более 0,02 %) | Предельная температура фильтруемости, не выше,°С (норматив – для марки Л ( - 5°С ), для марки З ( - 20°С ), для марки Арктика ( - 30°С )) |
БРСМ-Нафта (ДП Евро) | Не обнаружено | – 26 |
Shell (ДП Евро) | Не обнаружено | – 18 |
Нелегальная АЗС | Обнаружено | – 14 |
LUXWEN (ДП Евро) | Не обнаружено | – 23 |
ТНК (ДП Евро) | Не обнаружено | – 20 |
AMIC (ДП Евро) | Обнаружено | – 18 |
ANP (ДП Energy) | Обнаружено | – 27 |
КЛО (ДП Евро) | Не обнаружено | – 23 |
SUN OIL (ДП Евро) | Не обнаружено | – 15 |