Бой с бодяжниками
22.04.2015
Как защищена от подделок украинская водка.
Ни для кого не является секретом, что в нашей стране продажи фальсифицированной водки исчисляются сотнями миллионов долларов. Новостные ленты пестрят сообщениями о закрытых подпольных цехах, но понятно, что это только вершина айсберга. Губернатор Луганской области даже объявил о том, что в непризнанной ЛНР оборудованы целые заводы для изготовления контрафактного алкоголя с целью наводнить им украинский рынок. При этом «фальшивоводочники» умудряются выпускать продукцию, внешне очень похожую на настоящую, что в конечном итоге наносит вред не только здоровью потребителей, но и несёт серьёзные убытки легальным ликеро-водочным предприятиям. Естественно, такая ситуация последних не устраивает, поэтому «белые» производители предпринимают мега-усилия для защиты своей продукции, в частности, применяют хитромудрые дозаторы, вычурные бутылки, а этикетки по степени сложности уже можно примерять к деньгам.
Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить, какие же алкогольные бренды защищены лучше всех, а заодно и проверить качество напитков. Исследованию подверглась классическая водка самых массовых производителей, в программе были задействованы также Украинский научно-исследовательский институт спирта и Укрметртестстандарт.
В тесте приняли участие пять образцов наиболее популярных марок, а именно «Medoff», «Green day», «Козацька Рада», «Горілочка», «Байка» и «Хлібний дар». Все тестируемые продукты были закуплены в торговой сети Киева.
Главное внимание специалисты уделили оценке защищенности от фальсификации защите водки от подделок, остальные оценки выставлялись по следующим параметрам: органолептика (вкус, цвет, запах, аромат), физико-химические показатели (крепость, содержание альдегидов, сивушных масел и метилового спирта), также обратили внимание и на наличие необходимой потребителю текстовой информации. Кроме того, была проведена закрытая дегустация профессиональной дегустационной комиссией, а также пробандами, т.е. обычными потребителями.
Упаковка и маркировка
Водка - один из немногих продуктов украинского производства, который обладает практически идеальным сочетанием упаковки и маркировки. На этикетках есть вся необходимая потребителю информация, в том числе состав водки, тип спирта и т.д. Касательно защиты от подделок тоже всё на высшем уровне. Бутылки оборудованы дозаторами, присутствуют термознаки, этикетки сделаны на высочайшем полиграфическом уровне с защитными нанесениями. Но в каждом правиле есть исключения. Так, у «Козацькой Рады» и «Горілочки» дозаторы более простые, у «Байки» и вовсе откидная пробка, которая затрудняет подделку, но облегчает повторное использование. «Green day» и «Хлібний дар» оснащены получше конкурентов - у них более сложные дозаторы и своеобразные колпачки.
А вот защита у «Medoff» превзошла все мыслимые каноны. Во-первых, бутылка оборудована оригинальным колпаком, который делает невозможным повторное использование. После открытия бутылки вокруг «горлышка» появляется красное кольцо, а внутрь сосуда выпадает «язычок» с фирменным гербом «Medoff». Кроме того, производитель также придумал креативную идею - этикетка состоит не из одной части, как у остальных участников теста, а из двух, что значительно усложняет подделку, да и с точки зрения дизайна выглядит довольно эстетично.
Эксперты впервые видят такие технологии, и единогласно сошлись в мнении, что сделать фальсификат «Medoff» невозможно, за что данный напиток был поощрен дополнительными баллами в тесте.
Под микроскопом
«Белая» водка подразделяется на два вида - классическая и особая. Водка проходит обработку адсорбентом (активированным углём) и фильтруется. При этом жидкость должна быть прозрачной, без осадков и видимых примесей.
В лаборатории специалисты первым делом проверили физико-химические свойства тестируемых образцов, а именно - крепость, содержание сивушных масел и альдегидов. Крепость всех участников оказалась идентичной указанной на этикетках - 40%. Сивушные масла, несмотря на то, что они повсеместно применяются в пищевой и парфюмерной промышленности, весьма нежелательный гость в алкогольных напитках - они портят вкус, да и к тому же приводят возникновению побочных синдромов утром. Альдегиды тоже вредны - если их много, в напитке проявляется горечь и резкий запах. К счастью, все испытуемые с честью выдержали тест, и ни один образец не вышел за рамки дозволенного. У всех всё в норме.
Органолептическая оценка (вкус, цвет, аромат)
Ещё один важный этап тестирования - проведение органолептических испытаний. Дегустация проводилась в закрытом режиме (эксперты не видели, какую именно марку водки они пробуют) в три этапа. Столь сложный процесс выставления органолептических оценок обусловлен крайней важностью этих оценок для всего исследования, а также для большей объективности. Поэтому дегустировали водки обычные потребители (пробанды), а также две независимые друг от друга комиссии из профессиональных экспертов-дегустаторов.
Оценки выставлялись по 10-ти бальной шкале, по итогам дегустации вычислялось среднее арифметическое значение для каждой представленной водки. В итоге наибольшее количество суммарных баллов набрал «Medoff Classic». Особо дегустаторами была отмечена мягкость напитка-победителя, что вместе с беспрецедентной защитой от подделок делает эту марку лидером рынка. Остальные участники теста также получили высокие оценки, что в очередной раз подтверждает отличное качество украинской водки.
Название | Производитель | Общая оценка, балл |
«Байка» | ТОВ «НГК» | 8,3 |
«Medoff» | ТОВ «УДК» | 9,9 |
«Хлібний Дар» | ТОВ «НГК» | 9,6 |
«Козацька Рада» | ТОВ «НГК» | 9,3 |
«Горілочка» | ТОВ «Золотоніський ЛГЗ «Златогор» | 9,0 |
«Green Day» | ТОВ «Атлантіс» | 9.5 |