Качество автомобильного газа в Украине остаётся не стабильным - эксперты

11.10.2019

В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие – перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина. При этом количество автопарка «на газу» неуклонно растёт, а предложение стало увеличиваться благодаря нелегальным «бочкам», которые хоть и не массово, но уже снова начали появляться на дорогах. Эксперты столичного Института потребительских экспертиз провели рейд по крупнейшим сетям АЗС и их незаконных визави с целью проверить качество отпускаемого автомобилистам газа, ведь близится зимний сезон, и параметры такого топлива должны соответствовать холодному периоду.

Проверке подверглись как крупные сети АЗС (БРСМ-НАФТА, WOG, КЛО,Shell, ОККО, SunOil, Glusco, Авиас), так и большие сетистолицы и регионов (Marshall, Avantage 7) и нескольким «бочкам».Особое внимание специалисты уделили незаконным заправкам и сети Avantage 7, поскольку именно там были зафиксированы необычно низкие цены, иногда на 20-30 процентов ниже остальных сетей. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в сертифицированную лабораторию. Что касается самой процедуры отбора, то сетевые заправки, и «нелегалы», без проблем отпускали топливо для анализа. Более того, на некоторых «бочках» даже стали выдавать фискальный чек, чего ранее за ними наблюдалось крайне редко.

Первым делом эксперты измерили точность налива газа – самый критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляютим газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные –у всех сетевых заправок точность налива выше 97%.Самый точный налив оказался при отпуске БРСМ-НАФТА и КЛО - 99,0%иWOG– 98,5 процента, SunOil – 98%. Cдругой стороны шкалы - «нелегалы», MarshallиAvantage 7. Здесь недолив составил 10% – 15 %. Справедливости ради, стоит отметить, что недолив может случаться и без злого умысла – такое может случиться из-за не своевременного обслуживания колонок.

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ДСТУ ЕN589:2017по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40.Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации. В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Но при этом в некоторых сетях газ уже был «готов» к зиме, а в некоторых – нет.

Лучшее соотношение показали образцыавтомобильного газа Plus(БРСМ-НАФТА), LPG MUSTANG (WOG)и LPGна заправках КЛО –более 60 % пропана и менее 40 % бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды.

А вот в газе из «бочки» пропана оказалось рекордно мало– 31 % при норме не ниже 50±10%. Немного лучше цифры в LPG в сети Avantage 7 - 36 % пропана. Для автомобиля это не принесёт существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше.

Одним из главных моментов является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива – свыше 10%! Исходя их этих данных, данное топливо нельзя отнести к автомобильному.

По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг).

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры.

И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей WOG, ОККО, БРСМ-НАФТА иКЛО.

В целом, ситуация с качеством автомобильного газа показала, что небольшие сети и нелегальные продавцы грешат продажей бытового газа под видом автомобильного. Крупные же сети продают качественное топливо, украинского или зарубежного производства. Остаётся пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита.

Александр Бабенко

газ

Views: 3040
yii\base\ErrorException
Error

PHP Core Warningyii\base\ErrorException

PHP Startup: Unable to load dynamic library '/opt/alt/php70/usr/lib64/php/modules/pdo_oci.so' - libclntsh.so.21.1: cannot open shared object file: No such file or directory

$_GET = [
    'slug' => 'kacestvo-avtomobilnogo-gaza-v-ukraine-ostaetsa-ne-stabilnym-eksperty',
];

$_SERVER = [
    'PATH' => '/usr/local/bin:/bin:/usr/bin',
    'HTTP_ACCEPT' => '*/*',
    'HTTP_ACCEPT_ENCODING' => 'gzip, br, zstd, deflate',
    'HTTP_HOST' => 'expertise.in.ua',
    'HTTP_USER_AGENT' => 'Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)',
    'HTTP_X_HTTPS' => '1',
    'DOCUMENT_ROOT' => '/home/expertis/public_html',
    'REMOTE_ADDR' => '3.15.220.29',
    'REMOTE_PORT' => '38172',
    'SERVER_ADDR' => '194.28.86.190',
    'SERVER_NAME' => 'expertise.in.ua',
    'SERVER_ADMIN' => 'webmaster@expertise.in.ua',
    'SERVER_PORT' => '443',
    'REQUEST_SCHEME' => 'https',
    'REQUEST_URI' => '/news/kacestvo-avtomobilnogo-gaza-v-ukraine-ostaetsa-ne-stabilnym-eksperty.html',
    'REDIRECT_URL' => '/news/kacestvo-avtomobilnogo-gaza-v-ukraine-ostaetsa-ne-stabilnym-eksperty.html',
    'REDIRECT_REQUEST_METHOD' => 'GET',
    'HTTPS' => 'on',
    'REDIRECT_STATUS' => '200',
    'X_SPDY' => 'HTTP2',
    'SSL_PROTOCOL' => 'TLSv1.3',
    'SSL_CIPHER' => 'TLS_AES_256_GCM_SHA384',
    'SSL_CIPHER_USEKEYSIZE' => '256',
    'SSL_CIPHER_ALGKEYSIZE' => '256',
    'SCRIPT_FILENAME' => '/home/expertis/public_html/index.php',
    'QUERY_STRING' => '',
    'SCRIPT_URI' => 'https://expertise.in.ua/news/kacestvo-avtomobilnogo-gaza-v-ukraine-ostaetsa-ne-stabilnym-eksperty.html',
    'SCRIPT_URL' => '/news/kacestvo-avtomobilnogo-gaza-v-ukraine-ostaetsa-ne-stabilnym-eksperty.html',
    'SCRIPT_NAME' => '/index.php',
    'SERVER_PROTOCOL' => 'HTTP/1.1',
    'SERVER_SOFTWARE' => 'LiteSpeed',
    'REQUEST_METHOD' => 'GET',
    'X-LSCACHE' => 'on',
    'PHP_SELF' => '/index.php',
    'REQUEST_TIME_FLOAT' => 1722051893.7161789,
    'REQUEST_TIME' => 1722051893,
];