Исследование – 25 % бензина А-95 является «бодягой»

04.11.2021

Цена на топливо растёт чуть ли не еженедельно, вместе с чем эксперты рынка ГСМ фиксируют большие количества завоза в страну компонентов для производства контрафактного бензина. Всё логично, поскольку рост цены провоцирует нечестных на руку бизнесменов на «игру в бодягу» - поддельное топливо даёт умопомрачительные прибыли. Подпольные мини-заводы по переработке нефти сейчас ударно трудятся, поставляя сою «продукцию» по всей стране, и остановкой их работы соответствующие органы особо не заморачиваются. Ранее специалисты столичного Института потребительских экспертиз фиксировали нарушения в образцах топлива, в основном у так называемых дискаунтеров, которые продают топливо на гривну – две ниже остальных участников. В нынешнем исследовании бензина А-95 эксперты уделили именно им максимальное внимание, и оно показало, что дискаунтер дискаунтеру рознь, и все зависит не от формы продаж, а скорее от совести и жадности продавцов.

В это раз под прицел проверяющих попало большое количество региональных сетей, а также и основные всеукраинские продавцы топлива.В этом исследовании были отобраны образцы 14 сетей –WOG, ОККО, SHELL,ZOG, KLO, PRIME,БРСМ-нафта, Avantage 7, BVS, CHIPO, BrentOil,МОТТО, и для контраста две не сетевые АЗС Kraftи Циклон в Днепропетровской области.

Как всегда, эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели «запас прочности» по качеству, синюю – АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и красную – сети, топливо в которых оказалось не кондиционным, то есть имело отклонения в качественных показателях.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы, и объемныечасти ароматических углеводородов и бензола. Все вышеперечисленные показатели должны быть в рамках допусков ДСТУ, иначе оно может нанести вред и автомобилю, и экологии –фактически воздуху, которым мы в итоге дышим.

Зеленая зона.

Зеленая зона порадовала 4 участниками - WOG, ОККО, ZOG и PRIME.Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы показали хороший результат – «запас» был у всех. Наибольший обнаружен у WOG (95,6 ед.). Их коллегf всего лишь на одну десятую не достиг лидера - ZOG (95,5ед).По три десятх выше норматива обнаружено у ОККО и PRIME. Далее посмотрели на содержание серы, одним из важнейших показателей, который напрямую является показателем долгой «жизни» двигателя. Здесь запас оказался не таким большим, но всё топливо соответствовало нормативам Евро 5. Минимальное значение выявлено в бензине А-95, приобретенном в запорожской сети ZOG (7 мг/кг), немного больше у WOG (8 мг/кг). Что касается содержания ароматических углеводородов, то у всех участников значения в пределах нормы. Далее был проверен еще один важный показатель – содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, поскольку увеличение его количества прямо воздействует на уменьшение ресурса двигателя. Результат – на «отлично». Наименьшее количество – у PRIME (0,33 % при норме не выше 1%), также минимальные значения выявлены у WOGи ОККО.

Синяя зона.

Топливо, приобретённое на АЗС Avantage 7, SHELL, KLO, BVS,CHIPO и Kraftпопали в синюю зону. Бензин А-95, реализуемый здесь, отвечал всем требованиям ДСТУ, но по некоторым параметрам не дотянул до «запаса». Следует отметить, что по октановому числу бензиныAvantage 7, BVS, CHIPO и Kraft показали запас на уровне «зелёной» зоны, в районе 6-7 десятых единицы.

Красная зона.

К сожалению, в красной зоне 4 образца – и ещё печальнее, что это «привычные всё лица». Бензин А-95 не соответствовал ДСТУ у сетей БРСМ-нафта, МОТТО, BrentOilи «бочки» Циклон. У первых трёх образцов был обнаружен недостаток «октана» - БРСМ-нафта (93,3 ед.), МОТТО (92,4 ед.), BrentOil(92,4ед.). То есть, по сути, здесь продают «девяносто второй» по цене «пятого». Это серьёзное нарушение, поскольку двигатели современных автомобилей чётко настроены на соответствующий уровень октанового числа. Заправка бензином с пониженным числом как минимум увеличит расход топлива и уменьшит мощность двигателя, а как максимум может привести к поломке топливной аппаратуры. Что касается вредной для экологии и воздуха в частности серы – то превышение более чем в два раза было обнаружено в образце МОТТО (22 мг/кг при норме не более 10). Ну, а самое главное началось при проверке содержания бензола. Пятикратное (!) превышение допустимого уровня этого токсичного вещества обнаружено в пробе БРСМ-нафта (4,88 % при норме не более 1 %). Не менее шокирующие цифры и у МОТТО с Циклоном – более чем трёхкратное превышение! На их фонеBrentOilсо своими 1,26% выглядит даже прилично. В общем, экологам стоит бить тревогу – при таких запредельных содержаниях бензола, проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны.

Итоги исследования показали, что в целом ситуация на рынке с качеством бензина остаётся неизменной. Хороших новостей две. Первая - лидерские сети WOG и ОККО продолжают реализовывать топливо с европейских НПЗ, и повышение цен никак не сказалось на качестве. Вторая – дискаунтер, это не всегда плохо. Владельцам некоторых таких сетей приходится тяжело в конкуренции с мэйджорами рынка, но они не идут на сделки с совестью и не продают потребителю заведомо не качественное топливо. Плохие новости состоят в том, что одни из самых крупных игроков дискаунтерского «поля», БРСМ-нафта, МОТТО иBrentOil продолжают политику максимального выжимания прибыли за счёт продажи полукустарного бензина. Это наносит вред не только автомобилистам и жителям городов, но и финансовому бюджету страны, из-за недоплаченных налогов.

Вадим Кривенко. 

АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.) Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) Объемная часть бензола (в %, не более 1.0)
WOG 95,6 8 26,6 0,59
ОККО 95,4 9 28,7 0,51
PRIME 95,3 9 31,9 0,33
ZOG 95,5 7 27,8 0,56
Avantage 7 95, 6 10 28,7 0,61
BVS 95,6 9 26,6 0,61
CHIPO 95,7 9 25,4 0,93
KLO 95,2 8 32,3 0,83
SHELL 95,3 8 31,6 0,55
Kraft 95,7 8 31,2 0,90
БРСМ-Нафта 93,3 6 27,6 4,88
BrentOIL 93,3 9 13,2 1,26
МОТТО 92,4 22 10,7 3,29
Циклон (бочка) 95,2 9 21,5 3,05


wog азс

Views: 906