​Эксперты поражены результатами проверки украинского бензина

13.03.2017

Прошлой весной специалисты столичного Института потребительских экспертиз, проверив качество бензина А-95 на украинских АЗС, сделали вывод, что рынок медленно, но уверенно наполняется «бодягой», т.е. некондиционным топливом. Тогда нарушения были обнаружены в 30 процентах проб, и вполне логично, что эксперты были почти уверены, что в этом году ситуация только ухудшится. Но пессимистические прогнозы не оправдались – результаты оказались невероятными, при том, что в исследовании было решено уделить максимальное внимание региональным сетям АЗС, где традиционно было много шансов нарваться на суррогат. Такая печальная картина обуславливалась слабым контролем соответствующих органов на местах, а также тем, что в небольшие сети «бодяжникам» проникнуть легче, чем в большие национальные сети.

Основное внимание эксперты уделили центру и восточным областям нашей страны. Проверке подверглись как большие сети Параллель, БРСМ-нафта, Shell, Amic, КЛО, SunOil, так и относительно небольшие Надежда, Marshall, Татнефть, Luxwen, Route 20 и дебютант исследования Укргазвидобування. О харьковской сети стоит сказать отдельно. Это фирменная сеть, принадлежащая крупнейшей добывающей компании страны, в собственности которой находится Шебелинский НПЗ, некогда славившийся «вечным» производством топлива Евро 2. Но произошло натуральное чудо – и всего за год завод умудрились модернизировать до такой глубины переработки, что произведенное в Украине топливо впервые начало отвечать стандартам Евро 5! Массовый выпуск современного топлива начался не так давно, но судя по росту объёмов продаж, интерес к нему среди оптовых покупателей очень высокий. Тем интереснее было протестировать новый бензин «шебелинки», от которого шарахались владельцы иномарок ещё пару лет назад.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Напомним, что в стандартах Евро зафиксированы требования как к работе двигателя, так и качеству бензина, которые учитываются в новых европейских марках автомобилей. То есть, чтобы получить заявленные характеристики работы автомобиля, нужно заправлять его соответствующим топливом.

Образцы были проверены по наиболее «говорящим» параметрам – октановое число, содержание серы, объемные части бензола и ароматических углеводородов, химический состав бензина и содержание ароматических аминов. Результат оказался потрясающим – практически все образцы оказались соответствующими Евро 5! При этом только один образец оказался некондиционным по содержанию спирта, а бензин украинского производства в сети Укргазвидобування показал уровень качества, идентичный белорусским и европейским производителям!

Но обо всём по порядку. Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 85,0 единиц. Все образцы не просто уложились в норматив, но и продемонстрировали изрядный «запас прочности». Наибольшим он оказался у сетей Укргазвидобування и Параллель (87,4 единицы). Плюс 2,4 единицы октана помогут водителю экономить, ничего не теряя в мощности.

Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Извлечение её из нефти – процесс дорогостоящий и требующий современного оборудования. Если серы в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп, и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. Практически не было серы в пробе Укргазвидобування, Параллель и Amic(4 мг/кг), образцы КЛО, LUXWEN, SunOil, Route 20 во второй группе лидеров (5 мг\кг). У остальных участников тоже нарушений по сере обнаружено не было. И это стандартные бензины, которые продаются на АЗС по минимальной цене!

Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. Уложились все, меньше всего вредного вещества оказалось в «девяносто пятом» от Укргазвидобування (0,38 %), что опять же говорит о серьёзной технологичной культуре производства.

При проверке объемной части ароматических углеводородов превышений обнаружено не было. Для справки: при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. У всех участников этот показатель в границах допуска, причём опять же со значительным запасом.

Изучение химического состава бензинов подбросило ложку дёгтя в бочку мёда –бензин, приобретенный на заправке Татнефть на четверть состоял из изобутилового спирта, при том что у остальных участников было зарегистрировано полное отсутствие этого вещества. Этот же образец «отличился» и в части присутствия ароматических аминов. Согласно стандарту, их в топливе быть не должно, но у А-95 Татнефти их оказалось целых 2,8 процента.

В итоге оказалось, что качество самого популярного топлива в стране незаметно стало почти европейским. Тенденция такова, что теперь без опаски можно заправиться даже на небольших АЗС, сэкономив при этом гривну-полторы на литре по сравнению с ценами больших игроков. Отдельно нужно сказать о самых «восточных» сетях, Параллель и совсем маленькой Route 20, которые работают в сложных условиях близости к зоне АТО, но при этом качество у них на уровне. И, конечно, не могут не радовать результаты Шебелинского НПЗ, продукция которого совершила просто гигантский скачек, посрамив скептиков. Как оказалось, в Украине умеют производить качественное европейское топливо, которое составит грозную конкуренцию практическим монополистам нашего рынка – беларусам.

Вадим Кривенко

АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015 к бензину А-95-евро5-Е5) Октановое число (мотор. метод) (норматив – не менее 85 ед.) Содержание серы, (вид I, норматив не более 10 мг/кг) Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) Объемная часть аромат. углеводородов (в %, не более 35) Содержание ароматических аминов (% мас. норматив -отсутствие)
Укргазвидобування 87,4 4 0,38 26,5 отсутствует
Параллель 87,4 4 0,69 26 отсутствует
КЛО 86,4 5 0,57 28,5 отсутствует
Татнефть 87,4 4 0,89 24,8 2.8
LUXWEN 86,4 5 0,42 30,2 отсутствует
Надежда 85,3 10 0,45 31,5 отсутствует
Marshall 86,4 5 0,63 32 отсутствует
БРСМ - нафта 86.4 6 0,56 32.9 отсутствует
SunOil 85,6 5 0,63 24,9 отсутствует
Shell 86,2 8 0,73 33,2 отсутствует
Amic 87 4 0,51 28,7 отсутствует
Route 20 85,6 5 0,53 24,9 отсутствует

АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015 к бензину А-95-евро5-Е5) Объемная часть изобутилового спирта (норматив – не более 10%)
Укргазвидобування 0
Параллель 0
КЛО 0
Татнефть 24,8
LUXWEN 0
Надежда 0
Marshall 0
БРСМ - нафта 0
SunOil 0
Shell 0
Amic 0
Route 20 0

азс бензин

Views: 5887
yii\base\ErrorException
Error

PHP Core Warningyii\base\ErrorException

PHP Startup: Unable to load dynamic library '/opt/alt/php70/usr/lib64/php/modules/pdo_oci.so' - libclntsh.so.21.1: cannot open shared object file: No such file or directory

$_GET = [
    'slug' => 'eksperty-porazeny-rezultatami-proverki-ukrainskogo-benzina',
];

$_SERVER = [
    'PATH' => '/usr/local/bin:/bin:/usr/bin',
    'HTTP_ACCEPT' => '*/*',
    'HTTP_ACCEPT_ENCODING' => 'gzip, br, zstd, deflate',
    'HTTP_HOST' => 'expertise.in.ua',
    'HTTP_USER_AGENT' => 'Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)',
    'HTTP_X_HTTPS' => '1',
    'DOCUMENT_ROOT' => '/home/expertis/public_html',
    'REMOTE_ADDR' => '3.133.144.140',
    'REMOTE_PORT' => '18518',
    'SERVER_ADDR' => '194.28.86.190',
    'SERVER_NAME' => 'expertise.in.ua',
    'SERVER_ADMIN' => 'webmaster@expertise.in.ua',
    'SERVER_PORT' => '443',
    'REQUEST_SCHEME' => 'https',
    'REQUEST_URI' => '/news/eksperty-porazeny-rezultatami-proverki-ukrainskogo-benzina.html',
    'REDIRECT_URL' => '/news/eksperty-porazeny-rezultatami-proverki-ukrainskogo-benzina.html',
    'REDIRECT_REQUEST_METHOD' => 'GET',
    'HTTPS' => 'on',
    'REDIRECT_STATUS' => '200',
    'X_SPDY' => 'HTTP2',
    'SSL_PROTOCOL' => 'TLSv1.3',
    'SSL_CIPHER' => 'TLS_AES_256_GCM_SHA384',
    'SSL_CIPHER_USEKEYSIZE' => '256',
    'SSL_CIPHER_ALGKEYSIZE' => '256',
    'SCRIPT_FILENAME' => '/home/expertis/public_html/index.php',
    'QUERY_STRING' => '',
    'SCRIPT_URI' => 'https://expertise.in.ua/news/eksperty-porazeny-rezultatami-proverki-ukrainskogo-benzina.html',
    'SCRIPT_URL' => '/news/eksperty-porazeny-rezultatami-proverki-ukrainskogo-benzina.html',
    'SCRIPT_NAME' => '/index.php',
    'SERVER_PROTOCOL' => 'HTTP/1.1',
    'SERVER_SOFTWARE' => 'LiteSpeed',
    'REQUEST_METHOD' => 'GET',
    'X-LSCACHE' => 'on',
    'PHP_SELF' => '/index.php',
    'REQUEST_TIME_FLOAT' => 1722049365.8992219,
    'REQUEST_TIME' => 1722049365,
];