Девяностые возвращаются?
19.07.2021
Юрий Чернобривец,
Директор Института потребительских экспертиз
Еще три года назад я и мои коллеги думали, что в разрезе исследований качества топлива, мы останемся без работы. Результаты рейдов по разным видам топлива показывали радужную картину – нарушения профильного ДСТУ встречались крайне редко, и исключительно на «одиночных» станциях. Но с 2020 года что-то пошло не так. Институт стал фиксировать все большее количество нарушений, откровенно некачественного бензина и дизеля стало в разы больше, причем превышения норм фиксируем не в десятки, а в сотни раз! Такое эксперты видели только в 90-х и 2000-х годах. При этом экспонента росла с каждым месяцем, апогей которой наступил в 2021 году. Основная масса выявленных нарушений пришлась на сети так называемых «дискаунтеров» - довольно крупные сети всеукраинского масштаба, типа БРСМ-нафта, Motto, Брент Ойл и т.д. Вместе с тем, в Институт в массовом порядке начали обращаться представители разных государственных структур, вроде судов, водоканалов, администраций, АТП и т.д., с просьбой о помощи. Дело в том, что подобные сети АЗС за счёт очень низких цен выигрывали тендера на закупку топлива этими структурами, после чего их автопарки массово встали. А денег на ремонт автомобилей в результате заправки «бодягой» заложено не было. Институт передал по запросу результаты исследований в эти структуры, для дальнейших разбирательств в суде. Но суды дело долгое, и далеко не факт, что удастся доказать вину «бодяжников». А работать то ведь нужно каждый день, без транспорта остаются в том числе и объекты коммуникальной инфраструктуры.
Такая ситуация требовала решений. После систематического «игнора» сообщений экспертов Института об обнаружении некондиционного топлива, было принято решение об остановке программы мониторинга качества топлива в сетях БРСМ-нафта, и Motto, прекращении действия договоров и о демонтаже стикеров на конках АЗС, которые информировали клиентов этих сетей о проведении мониторинга качества топлива. Событие вызвало большой резонанс, в Институт даже стали поступать угрозы от одной из вышеупомянутых сетей. Вместе с тем, несмотря на прекращение сотрудничества, стикеры так и остались висеть на колонках сетей БРСМ-нафта и Motto, вводя в заблуждение потребителей. В чём тут логика, сказать трудно, ведь текущие исследования показывают печальную картину с качеством в этих сетях, а сами материалы совокупно собирают сотни тысяч и даже миллионы просмотров. Видимо, проявляется суть руководителей – обмануть, «намутить», спустить на тормозах, а дальше само рассосётся. Но «рассосаться» оно сможет только в одном случае – когда владельцы данных сетей примут решение уважать своих клиентов, соблюдать правила и нормативы, не производить никаких манипуляций с топливом, фискальными документами. Ну а мы будем продолжать борьбу с «бодяжниками» до полной победы.