Большая половина заправок Запорожья торгуют не качественным топливом и не платят налоги – исследование.

03.10.2023

Недавно специалисты киевского Института потребительских экспертиз провели всеукраинское исследование бензина А-95. При анализе проб, отобранных в запорожском регионе, экспертов насторожил странный запах, исходящий от некоторых образцов, а также фискальные чеки, которые выдавали операторы при покупке. При этом на горячей линии Института запорожский регион в лидерах по количеству жалоб на качество топлива. В итоге было решено провести отдельное исследование исключительно по Запорожью и области. И «улов» превзошёл ожидания – такой «бодяги» эксперты не видели уже давно! Кроме того, оказалось, что отдельные дельцы не брезгуют выдавать чеки не установленного образца, что вызывает сомнения в их подлинности, а соответственно, и в неуплате налогов.

Исследователи отобрали пробы бензина А-95 в 14 сетях, из них 5 – это всеукраинские игроки, работающие в регионе (ОККО, WOG, УКРНАФТА, SHELL, БРСМ-Нафта), остальные 9 – местные операторы (PARALLEL, ZOG, Патриот, BARREL, Дніпро-нафта, BILLOIL, NPG, Енергоекспорт, EURO 5). Эксперты традиционно разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали нормативам Евро-5, синюю – образцы без нарушений, но «без запаса прочности», то есть на грани разрешенных значений. И, наконец, красная – сети, бензин на которых не соответствовал нормативам профильного ДСТУ. Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Дополнительно эксперты проверили содержание биоэтанола (спирта), изопропилового спирта, метанола и эфиров.

Зеленая зона

В зелёной зоне ожидаемо оказались всеукраинские сети ОККО и WOG, а также два представителя местных сетей - ZOG и PARALLEL. Показатели у бензинов, приобретенных в вышеупомянутых сетях, были значительно лучше требований ДСТУ. Для начала был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. У всех - солидный запас от 96,3 у ОККО до 96,1 у ZOG. При таких показателях октанового числа двигатель работает на полную отдачу, расход топлива не увеличен. Далее определили содержание серы, одним из важнейших показателей, являющегося показателем длительности работы двигателя, его ресурса. Минимальные значения обнаружены в бензинах всех испытуемых. Что касается содержания ароматических углеводородов и бензола, то и здесь есть «запас прочности». Наименьшее количество бензола у WOG и ZOG – по 0,32 %. Напомним, что этого токсического вещества в бензине должен быть минимум, поскольку увеличение его количества «убивает» катализатор, уменьшает ресурс двигателя до десяти раз, и очень плохо влияет на экологию.

Синяя зона

В «синюю» зону попали две заправки крупных сетей – УКРНАФТА и SHELL. Бензины А-95 здесь соответствовали стандарту Евро 5, но без большого запаса.

Красная зона

Результаты в красной зоне огорошили экспертов. Такой откровенной «бодяги» в лабораторию не попадало давно. Некоторые образцы вообще язык не поворачивался назвать бензином, скорее, это была некая горючая смесь. Естественно, это не может быть заводским производством, а является кустарной фальсификацией. В целом, не кондиция была обнаружена в сетях БРСМ-Нафта, Патриот, BARREL, Дніпро-нафта, BILLOIL, NPG, Енергоекспорт и EURO 5, с разной степенью «тяжести» нарушений. Октановое число не соответствовало нормативу у Патриот, BARREL, BILLOIL и Енергоекспорт. Рекордсмен – BILLOIL, здесь продаётся А-89, вместо требуемых 95 единиц.

Что касается вредной для двигателя и экологии серы, здесь обнаружились запредельные цифры. У BARREL А-95 Е – превышение в 60 раз (621 мг/кг при норме не более 10), BILLOIL – 90 раз (925 мг/кг при норме не более 10). Но то, что нашли в пробе бензина в сети Енергоекспорт вообще не укладывается в голове – превышение в 428 (!!) раз! 4282 мг/кг! Сколько на этом топливе проедет даже старый карбюраторный мотор, не говоря о современных авто, можно только догадываться. Дальше – больше.

Объемная доля ядовитого бензола в некоторых пробах также поражает воображение. Превышение – у всех участников красной зоны, кроме сети Патриот. В бензине с АЗС Дніпро-нафта –десятикратное превышение (10,1% при норме не более 1), BILLOIL – почти двенадцатикратное (11,9 %). Но даже это меркнет на фоне показателей Енергоекспорт – 48 % !!!! С таким экспертам не доводилось сталкиваться за всю историю исследований. Напомним, это опасное соединение, от которого образуется нагар и происходит перегрев двигателя. При таком огромном количестве бензола, проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны. Как и практически гарантирована поломка автомобиля.

Дополнительно эксперты проверили образцы на содержание кислородсодержащих соединений, включая содержание биоэтанола (спирта), изопропилового спирта, метанола и простых эфиров. Здесь также результаты были шокирующими. Например, «бензин», продающийся на АЗС Дніпро-нафта, почти на 60 % состоит из всех выше упомянутых компонентов! И эта смесь еще и отмечена как бензин повышенного качества «евро»! «Бензин» же от сети BILLOIL на 38 % состоит из ядовитого метанола! При попадании метанола в организм человека он превращается в формальдегид. Это токсичное вещество вызывает серьезные нарушения обмена веществ, слепоту, постоянную неврологическую дисфункцию. В целом, практически в каждом образцы были обнаружены нарушения с компонентами, что однозначно говорит о том, что это топливо было произведено не в заводских условиях.

Кроме «впечатляющих» результатов экспертизы собственно бензина, эксперты также обратили внимание на чеки, которые выдают на АЗС клиентам. Кое-где это просто товарные чеки, заполненные от руки, с каким то непонятным штампом (BARREL), у других чек внешне похож на фискальный, но на нем нет кьюар кода, и в базе налоговой он не значится (NPG), некоторые выдают фискальный чек с кодом, но при простейшей проверке оказывается, что у компании аннулирован НДС (BILLOIL)….

Далее решили посмотреть на объёмы реализации некоторых запорожских сетей, которые опубликованы в открытых источниках. И здесь выяснилось немало интересного… В частности, сети Патриот и BARREL, судя по всему, принадлежат одному собственнику, поскольку лицензии на розничную торговлю получены на одно предприятие,

ТОВ «ПРОСТОР-ДС». Согласно данным о финансовой отчетности данное ТОВ показало доход за 2022 год в размере 10,2 млн грн. Посчитаем экономику. Если взять среднюю цену топлива за 22 год (около 40 грн за литр), и распределить на работающих 11 АЗС сети, получаем суточную реализацию с одной АЗС 60 литров! Это же сколько надо зарабатывать на одном литре, топлива, чтобы покрыть минимум 100 000 грн месячных затрат на АЗС? По подсчетам, выходит примерно от 50 грн до 100 грн на литре топлива! Мистика.

Далее сеть NPG (ТОВ "АЛЬФА ТРЕЙД ПЛЮС 2018 и ТОВ «ЕН ПІ ДЖІ ОІЛ»), в общей сложности 7 заправок. По аналогичному подсчёту получается 636 литров в сутки. И это тоже никак не покрывает даже операционные затраты.

Сеть BILLOIL (4 АЗС, ТОВ «ТОРГКВАРТІС»), оборот 9 миллионов грн., и 154 литра в сутки с одной АЗС…

Для сравнения, сеть PARALLEL за аналогичный период имеет оборот 2,5 млрд. грн. То есть 7783 литров в сутки с одной АЗС. Или сеть ZOG (ТОВ «БІЗНЕС ФАКТОР КОМПАНІ»), 8 заправочных комплексов, выторг 215 млн. грн. или 1840 литров в сутки. Но опять же, акцентируем внимание, что две последние сети продают качественное, заводское топливо, а первые три – торгуют не кондиционным, скорее всего, самодельным бензином! Получается, ребята зарабатывают дважды – вначале на демпинге дешевым топливом, а потом на неуплате налогов! Пора бы уже правоохранительным органам как-то «поднимать веки» и ставить на место не чистых на руку «бизнесменов», которые мало того, что наносят ущерб автомобилистам, так еще и фактически наживаются на войне.

Александр Бабенко



АЗС

(дослідження по ДСТУ 7687:2015)

Октанове число

(дослід. метод)

(норматив – не менш 95 од.)

Вміст сірки, (норматив не більше 10 мг/кг)

Об’ємна частка ароматичних вуглеводнів (в %, не більш 35)

Об’ємна частка бензолу (в %, не більш 1.0)

ОККО

96,3

3

26,5

0,34

WOG

96,3

5

24,6

0,32

ZOG

96,1

7

30,7

0,32

PARALLEL

96,1

6

28,8

0,34

УКРНАФТА

95,1

10

32,7

0,67

SHELL

95,8

9

26,6

0,85

БРСМ-НАФТА

95,5

10

28,4

1,08

ПАТРІОТ

94,8

7

30,4

0,76

EURO 5

95,4

5

30,7

1,4

BARREL (A-95)

95,2

15

16,4

2,3

BARREL (A-95 E)

90

621

17,7

7,2

DNIPRO OIL GROUP

95

30

24,5

6,73

DNIPRO OIL GROUP (ЄВРО)

93,6

29

25,6

10,1

BILL OIL

89

925

19,3

11,9

NPG

95,4

42

17,6

2,04

ЕНЕРГОЕКСПОРТ

92

4282

58,5

48,07

АЗС

(дослідження по ДСТУ 7687:2015)

(Біо) етанолу

для бензинів Е5

(норматив – не більше 5 %)

Ізопропилового спирту, для бензинів Е5

(норматив – не більше 10 %)

Етери

(норматив – не більше 15 %)

 

Метанол, не більше (норматив – не більше 3%)

БРСМ-НАФТА

10,6

 

 

 

EURO 5

 

 

38,3

 

BARREL (A-95)

25,3

 

 

28,8

BARREL (A-95 E)

23,8

17,2

 

17,1

DNIPRO OIL GROUP

15,4

10,6

 

16,9

DNIPRO OIL GROUP (ЄВРО)

12

17,9

18,8

7,5

BILL OIL

16,1

 

10,3

38,5

NPG

7,8

 

 

 

ЕНЕРГОЕКСПОРТ

 

14,8

 

 

азс

Views: 2367