В Украине провели независимый тест моторных масел

С января 2018 года открылась новая страница в сфере сертификации – была отменена государственная система сертификации УкрСЕПРО. Фактически, это значит, что она стала не обязательной, а добровольной.

С одной стороны, это европейская практика - когда не государство, а рынок регулирует качество продукции. Такой подход позволяет производителю/представителю акцентировать внимание потребителя на конкретных характеристиках своей продукции, а не загонять себя в рамки государственных норм и требований.

Как изменилось качество моторного масла и изменилось ли после отмены госсистемы сертификации в Украине, выяснил Институт потребительских экспертиз. Для испытаний в лабораторных условиях было выбрано 10 моторных масел 5W-40 различных брендов в разной ценовой категории.

Цель эксперимента – проверить моторные масла на соответствие заявленным характеристикам и определить, какие из них могут считаться лучшими на украинском рынке.

Какие масла проверяли

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МАСЛА ОБЪЕМ, л ЦЕНА, грн
1 Castrol EDGE SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) 4 955
2 XADO ATOMIC OIL SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) 4 846
3 ELF Evolution 900 SXR SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) 4 618
4 Mobil Super 3000 X1 SAE 5W-40 (API SN/SM ACEA A3/B4) 4 635
5 Shell HELIX HX7 SAE 5W-40 (API SN ACEA A3/B4) 4 639
6 LIQUI MOLY Top Tec 4100 SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) 4 897
7 NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+ (API SN/CF/EC, ACEA C3, A3-B4) 4 750
8 ARAL High TRONIC SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) 4 731
9 ZIC SK X9 LS 5W-40 (API SN ACEA C3, A3/В3/B4) 4 660
10 Kroon-Oil Emperol SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) 4 542

Из 10 образцов, ровно половина (Castrol, Liqui Moly, Nanoprotec, Aral и ZIC) классифицируются как ACEA C3. Если кратко, в таких маслах меньше содержания серы и фосфора и сульфатной золы, чем в маслах категории A3/B4 (буквы «А» и «В» определяют тип двигателя – для бензинового или дизельного). Масла с допуском ACEA C3 предназначены для автомобилей экологического класса не ниже Евро 4 и совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.Обратите внимание: нельзя использовать для новых автомобилей масла более раннего поколения, чем предусмотрено производителем. То же касается и использования масел нового поколения в старых авто. Перед покупкой, необходимо посмотреть руководство по эксплуатации и/или проконсультироваться со специалистами, чтобы требования и допуски соответствовали конкретному автомобилю.

Как проводился эксперимент

Исследования качества моторных масел проводились в испытательном центре НИИ «МАСМА» в Киеве, одном из наиболее авторитетных учреждений в этой сфере.

Каждый образец проверяли на базовые физико-химические свойства, после чего были проведены лабораторно-стендовые методы исследования. Последние позволяют сымитировать использование масел в реальных условиях, включая наиболее экстремальные.

Подробнее о методике проведения экспериментов и стендовых испытаниях, смотрите видео:

Проверка моторного масла

Физико-химические испытания

По основным физико-химическим свойствам все 10 масел успешно прошли лабораторную проверку. Абсолютно все образцы соответствуют нормам и отвечают заявленным характеристикам.


Наименования показателей, единицы измерений

НД на метод ы исследований CASTROL XADO ELF MOBIL SHELL LIQUI MOLY NANOPROTEC ARAL ZIC KROON-OIL
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с ДСТУ ГОСТ 33-2003
12,86

14,13

14,71

13,30

14,83

13,88

13,13

14,18

13,20

14,15
Вязкость кинематическая при 40 °С, мм²/с ДСТУ ГОСТ 33-2003
76,01

84,96

91,41

81,77

92,87

87,54

80,13

87,70

78,42

87,36
Индекс вязкости ДСТУ ГОСТ 25371:2006 171 172 168 165 167 163 166 167 171 168
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла ДСТУ 5094:2008
5,64

8,56

9,10

9,07

9,26

6,93

6,61

6,34

5,60

8,16
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла ISO 3771-2011
7,30

11,10

10,20

10,01

10,70

7,7

7,50

7,80

7,6

10,6
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла ГОСТ 11362-76 1,60 2,54 1,88 1,86 2,22 1,73 1,50 1,80 1,76 3,25
Температура вспышки в открытом тигле, °С ISO 2592-2000
234

232

238

230

234

234

242

232

234

238
Температура застывания, °С ГОСТ 20287 -91 минус 38 минус 42 минус 38 минус 40 минус 50 минус 42 минус 42 минус 45 минус 40 минус 36
Зольность сульфатная, % ДСТУ ГОСТ 12417:2006 0,8 1,37 1,07 1,0 1,2 0,80 0,80 0,80 0,80 1,28
Массовая доля механических примесей, % ГОСТ 6370-83 Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Массовая доля воды, % ГОСТ 2477-65 Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Плотность при температуре 20°С, кг/м³ ГОСТ 3900-85
848,4

851,5

848,7

850

839,9

848,9

846,4

848,5

845,4

850,9
Массовая доля кальция, % ГОСТ 13538-68 0,220 0,350 0,270 0,250 0,300 0,200 0,23 0,190 0,210 0,320
Массовая доля цинка, % ГОСТ 13538-68 0,090 0,120 0,100 0,100 0,115 0,090 0,080 0,095 0,090 0,130
Массовая доля фосфора, % ASTM D 1091-2005
0,085

0,114

0,095

0,095

0,109

0,085

0,076

0,090

0,085

0,123

Нормы согласно европейской классификации АСЕА:

Для категории А3/В4:

Общее щелочное число не меньше 10,0 мг КОН/г, сульфатная зольность от 1,0 до 1,6 %.

Для категории С3:

Общее щелочное число не меньше 6,0 мг КОН/г, сульфатная зольность не более 0,8 %.

Стендовые испытания

Согласно результатам стендовых испытаний, масла трех производителей не прошли проверку коррозионности на пластинках из свинца. Отметим - предохранение деталей двигателя от коррозии является одним из важных назначений моторного масла. Излишнюю коррозионную активность показали масла Castrol, Kroon-oil и Xado.

Коррозионность масел

Наименования показателей, единицы измерений НД метод исследований CASTROL XADO ELF MOBIL SHELL LIQUI MOLY NANOPROTEC ARAL ZIC KROON-OIL
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м 2 ГОСТ 20502-75 7,1* 20,5* отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие 15,7*

* - отсутствие коррозионности до 5 г/м2.

Индукционный период осадкообразования

В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.

Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам - у Xado.


Наименования показателей, единицы измерений
НД метод испытаний CASTROL XADO ELF MOBIL SHELL LIQUI MOLY NANOPROTEC ARAL ZIC KROON-OIL
Стабильность по индукционному периоду образования осадка в течение 40 часов (массовая доля осадка)
Относительное изменение вязкости, %
Кислотное число, мг КОН/г


ГОСТ 11063-77




ГОСТ 11362-76

выдерживает (0,011%)





36

3,52


выдерживает (0,024 %)





39

7,35


выдерживает (0,013 %)





31

6,84


выдерживает (0,034%)





27

6,30


выдерживает (0,015%)





15

4,20


выдерживает (0,012%)





28

3,20


выдерживает (0,010%)





11

3,02


выдерживает (0,012%)





34

3,35


выдерживает (0,011%)





34

3,40


выдерживает (0,02%)





17

5,20

Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±5°C

Эти испытания проводились на четырёхшариковой машине трения с целью определения критической нагрузки, показателя износа и индекса задира, в конечном итоге, для оценки смазывающих свойств масел. В данном случае образцы нужно оценивать в совокупности по трем параметрам с разделением масел по классу.

Класс ACEA C3

1.Liqui Moly

2.Nanoprotec

3.Aral

4.Castrol

5.ZIC

Класс A3/B4

1.Elf

2.Shell

3.Kroon-Oil

4.Mobil

5.Xado

Наименования показателей, единицы измерений НД метод испытаний CASTROL XADO ELF MOBIL SHELL LIQUI MOLY NANOPROTEC ARAL ZIC KROON-OIL
Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - показатель износа (Дз) (196 Н, 1 час.), мм
ГОСТ 9490

0,33

0,30

0,30

0,38

0,27

0,28

0,30

0,30

0,54

0,28
Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - критическая нагрузка (Рк), Н ГОСТ 9490 921 784 1166 1039 1098 1098 1098 980 921 1098
Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - индекс задира, Н ГОСТ 9490 412 444 487 491 502 501 474 503 409 498
Цвет с разведением 15:85, единицы ЦНТ ГОСТ 20284-74 1,0 1,0 1,0 1,5 1,5 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Результаты проверки моторного масла

Какое масло самое лучшее, однозначно сказать сложно. Скорее, правильно сформулировать так – какое моторное масло лучше, а какое - хуже. При этом важно не забывать про ключевые характеристики, наиболее важные для моторного масло:

Вязкость (реологические характеристики)

Смазывающие свойства

Антиокислительные

Антикоррозионные

Моющее-диспергирующие

Энергосбережение (экономия топлива)

Для отечественного потребителя немаловажным фактором в пользу выбора того или иного масла является цена. Причем, как показывают результаты исследований, высокая стоимость не гарантирует соответствующее качество. Так, если посмотреть на итоги теста масел и цены, имеем парадоксальную картину – в Украине можно купить моторное масло среднего ценового сегмента, которое находится в высшей линейке качества.

Результаты исследований моторного масла

Какое моторное масло самое лучшее?

Выбор масла для своего автомобиля по бренду и/или цене не всегда гарантирует качество. В то же время, как показывают испытания, стоимость ниже средней по рынку тоже должна насторожить. Резюмируя, остается выделить масла 3 брендов из категории С3, исследования которых показало наивысший уровень качества: Nanoprotec, Aral и Liqui Moly. По оценке физико-химических свойств и результатам стендовых испытаний с учетом цены, стоит выделить NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+, как оптимальное масло по соотношению цена/качество класса ACEA C3.

тормозная жидкость

Views: 22345