Тест тормозных жидкостей
Каждый автомобилист знает, что самое главное в машине – это тормоза. Ну а надежность и безотказность тормозной системы напрямую зависит от свойств применяемой тормозной жидкости. Это понимает любой водитель. В тоже время многообразие марок тормозных жидкостей на прилавках магазинов затрудняет выбор потребителя, а иногда и настораживает – все ли продукты качественные, или хотя бы работоспособные. При этом в Украине нет ГОСТа, который бы регламентировал характеристики этого продукта, все они изготовлены по собственным техническим условиям (ТУ). Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить основные показатели 17 марок тормозных жидкостей, по которым можно судить о надежности жидкости в эксплуатации, и узнать, что же нам продают в автомагазинах под видом «качественной» тормозной жидкости.
Участники.
Участие в тесте приняли практически все марки тормозных жидкостей, представленных в торговых сетях. Эксперты закупили в специализированных магазинах и на рынках 17 марок тормозных жидкостей, из них восемь украинского производства (ТСХ – Химреактив, Велвана, Тектрон (Аляска и Ойлрайт), Океан, ВАМП Гост, ВАМП Соболь, ВАМП Рось, ВАМП Полюс, ВАМП Премиум, МФК), два - российского производства (Тосол-Синтез, Дельфин индастри), один белорусский образец (Ваксойл) и три представителя «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly). Все они по утверждению производителей, кроме ВАМП Премиум (DOT 5.1), принадлежат к классу DOT 4. Образцы были опечатаны и доставлены сразу в две независимые друг от друга лаборатории, сертифицированные на подобного рода работы. Таким образом, при дальнейшем сравнивании полученных результатов, гарантировался объективный результат.
По каким показателям оценивали жидкость.
Тормозная жидкость – это вещество, предназначенное для работы в сложных условиях, поэтому в лабораториях образцы тормозных жидкостей проверялись по шести основным показателям - температуре кипения сухой и увлажнённой жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах. Но обо всём по порядку.
Как известно, в процессе торможения автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая частично уводится набегающим потоком воздуха, а частично поглощается гидроприводом, причём роль теплоносителя выполняет и тормозная жидкость. Если жидкость, не дай Бог, закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).
Весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости, особенно в условиях наших зим. Эти свойства нормируются кинематической вязкостью жидкости при минус 40 °С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений. Иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что приведет к снижению быстродействия или даже отказу тормозов. При этом отказ может произойти при любой отрицательной температуре.
Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно - по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0 – 11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 – возможна коррозия алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.
Анализ результатов испытаний.
По итогам тестирования, эксперты разбили результаты на несколько групп.
Категория «Рекомендуемые» - лидеры по проверенным показателям. В этой категории 5 образцов из 17. Все они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT-4. Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, и два «наших» - российский и украинский бренды: РосДот-4 (Тосол-Синтез) и Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).
Категория «Условно рекомендуемые». Здесь оказалось три образца Sintec Дот-4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и Аляска Дот-4 (ООО «Тектрон»). Образцы не соответствуют требованиям класса DOT-4 по температуре кипения. Но эти же значения с запасом соответствуют классу DOT-3..Образец Аляска Дот-4 имеет небольшое отклонение по вязкости при – 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT-4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT-4, он не дотягивает до своих заявленных характеристик – жидкости класса 5.1 по классификации ISO – 4925. Кстати, жидкостей этого класса даже среди импортных пока немного. Новые, более жесткие, требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO – 4925 обусловлены применением в тормозах систем ABS, ESP нового поколения.
Категория «Под вопросом». В этой категории оказалось 5 образцов. У двух образцов Ойлрайт Дот-4 (ООО «Тектрон») и Аляска Дот-4 (ЗАО «Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT-3, не говоря о заявленном для этих марок DOT-4. То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» (торговая марка «ВАМП») – Гост, Рось, Соболь, Полюс. У этих образцов имеются отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 и по вязкости при – 40 °С: значения на 10 – 15 % выше допустимой нормы.
Категория «Не рекомендуемые». Здесь из исследованных 17 оказалось 4 образца. У образцов Океан Дот-4 и МФК Дот-4 вязкость при – 40 °С выше нормы на 60 – 90 %, но по крайней мере соответствуют температуре кипения. У образцов Super DOT – 4 (ТОВ «Экспохим»), и Vaxoil Дот – 4 (ООО «Ваксойл») полностью неприемлемая картина: вязкость при – 40 °С выше нормы на 400 – 600 % (!!) и не соответствует температура кипения увлажнённой жидкости. Образец Super DOT – 4 (ТОВ «Экспохим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей системе торможения. .
Результаты.
К сожалению, из исследованных 17 образцов тормозных жидкостей заявленному классу DOT-4 полностью соответствуют только 6. Это три импортных образца (Castrol, Liqui Moly, Mobil), один российский: РосДот-4 (Тосол-Синтез); и два украинских образца: Velvana Дот-4 (СП «Велвана») и VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп»). Классу DOT-3 (но при заявленном DOT – 4) соответствует Sintec Дот – 4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив») и с небольшим допущением Аляска Дот – 4 (ООО «Тектрон»).
Из 17 марок тормозных жидкостей 9 имеют отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 в первую очередь по низкотемпературной вязкости (у двух образцов отклонения совершенно неприемлемые). В ряде случаев имеются отклонения и по температуре кипения.
И что в итоге? Изготовителям жидкостей с отклонениями можно порекомендовать в первую очередь доработать низкотемпературные свойства жидкостей. Здесь можно отметить, что тормозная жидкость является материалом, отвечающим за безопасность жизни участников дорожного движения. Исходя из этого, невыполнение технических требований является уже юридическим нарушением с серьезной ответственностью.
Потребителям же эксперты Института потребительских экспертиз рекомендуют покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но и имеют одобрения, допуски автопроизводителей. Если говорить о соотношении «цена – качество», то победителями нашего теста можно считать образцы: РосДот-4 (Тосол-Синтез); Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп») тоже мог бы войти в группу лидеров, если бы на его упаковке чётко значилось значение DOT – 4. При технических показателях, мало отличающихся от дорогих импортных образцов, эти жидкости имеют намного меньшую цену.
Что ж, остаётся только напомнить автолюбителям, что тормозную жидкость рекомендуется как минимум раз в два года, ведь от этого зависит зачастую не только безопасность, но и жизнь.
Место |
|
Производитель |
Марка |
Т кип, °С |
Т увл, °С |
рН |
Плотность г/см3 |
Вода, % |
Вязкость (– 40 ° С) |
- |
Требования ISO-4925 для DOT 5.1 |
не ниже 260 |
не ниже 180 |
7,0…11,5 |
|
|
не выше 900 |
||
- |
Качественные |
Требования FMVSS 116 для DOT-4 |
не ниже 230 |
не ниже 155 |
7,0…11,5 |
-- |
-- |
не выше 1800 |
|
1 |
Castrol |
Castrol DOT-4 |
258 |
169 |
8,14 |
1,069 |
0,15 |
1217 |
|
2 |
Liqui Moly |
Liqui Moly DOT-4 |
259 |
157 |
9,27 |
1,033 |
0,12 |
1021 |
|
3 |
Mobil |
Mobil DOT-4 |
258 |
155 |
9,08 |
1,047 |
0,16 |
1037 |
|
4 |
Тосол-Синтез |
РОСДОТ-4 |
250 |
159 |
8,64 |
1,077 |
0,09 |
1412 |
|
5 |
ЗАТ СП «Велвана» |
Velvana Дот-4 |
230 |
158 |
7,75 |
1,077 |
0,09 |
1229 |
|
- |
- |
Требования FMVSS 116 для DOT-3 |
не ниже 205 |
не ниже 140 |
7,0 …11,5 |
|
|
не выше 1500 |
|
6 |
Работоспособные |
ТОВ «Вамп» |
VAMP Premium Дот 5.1 |
257 |
172 |
8,14 |
1,073 |
0,30 |
1188 |
7 |
ТОВ «ТСХ-Химреактив» |
Sintec Дот-4 |
227 |
159 |
8,33 |
1,065 |
0,37 |
1314 |
|
8 |
ООО «Тектрон» |
Аляска Дот-4 |
215 |
142 |
8,0 |
1,061 |
0,04 |
1606 |
|
9 |
Под вопросом |
ООО «Тектрон» |
Ойлрайт Дот-4 |
230 |
138 |
7,52 |
1,056 |
0,07 |
1443 |
10 |
ЗАО «Делфин Индастри» |
Аляска Дот-4 |
229 |
138 |
7,97 |
1,056 |
0,07 |
1547 |
|
11 |
ПП «Люмо» |
Гостовский Дот-4 |
246 |
160 |
8,85 |
1,079 |
0,107 |
1989 |
|
12 |
ПП «Люмо» |
Рось, Соболь Дот-4 |
245 |
161 |
8,78 |
1,08 |
0,31 |
2007 |
|
13 |
ПП «Люмо» |
Рось, Полюс Дот-4 |
248 |
159 |
8,63 |
1,08 |
0,116 |
2027 |
|
14 |
Не рекомендуемые |
ТОВ «Океан» |
Океан ДОТ-4 |
243 |
162 |
8,61 |
1,094 |
0,1 |
2938 |
15 |
Днепропетровский з-д |
МКФ Дот-4 |
228 |
163 |
8,62 |
1,097 |
0,66 |
3442 |
|
16 |
ТОВ «Експо-Хим» |
SUPER Дот-4 |
235 |
133 |
5,4 |
1,069 |
0,05 |
8195 |
|
17 |
ООО «Ваксойл» |
Vaxoil Дот-4 |
235 |
132 |
8,42 |
1,077 |
0,09 |
12961 |
Views: 11790