Эксперты проверили в лаборатории дизельное топливо с украинских АЗС.
Последнее исследование дизельного топлива Институт потребительских экспертиз проводил ровно год назад. А «взяться за канистры» и провести новый рейд экспертов вновь побудило наступление морозов, которые, как предрекают синоптики, скоро станут совсем «лютыми». Готовы ли наши продавцы «солярки» к такому повороту дел?
Сегодня АЗС рекламируют даже «арктическое» дизельное топливо, которое выдерживает очень низкие температуры. Это очень важная характеристика, так как известно, что дизельное топливо имеет свойство загустевать при низких температурах, последствия чего уже могут ощутить на себе владельцы дизельных машин, которые имели неосторожность заправить некачественное топливо.
Прошлогоднее исследование дизельных топлив показало сравнительно неплохие показатели, причём это касалось как импортного топлива, так и продукции украинских предприятий. В этот раз эксперты также решили провести комбинированную проверку - в аккредитованную лабораторию отправились дизельное топливо марки ДП ЕВРО (как было указано на стелах АЗС), «солярка» без приставки «евро» и «именные» образцы. Конкретнее, эксперты приобрели образцы «обычного» дизельного топлива с АЗС ТНК, ANP, КЛО, Укрнафта, образец с приставкой «ЄВРО» с АЗС ОККО и Лукойл, киевских сетей БРСМ и ONIO. «Именных» представляли новые продукты WOG - ДП Mustang и ОККО Pulls Diesel Арктика, компанию которым составила давно известная Formula blue сети Formula.
Исследования проводились по разным методикам - «евродизель» и «именные» образцы проверяли на соответствие нормам нового ДСТУ 4840:2007 к топливу видов I и II, а «просто солярку» - по старому ДСТУ 3868-99. Самое главное различие между ними - содержание серы в топливе. Если для обычного дизтоплива по ДСТУ 3868-99 допускается до 2000 мг/кг (0,2%), то в ДСТУ 4840:2007 к топливу видов II (ЕВРО 4) - не более 50 мг/кг (0,005%), а для ДСТУ 4840:2007 к топливу видов I (ЕВРО 5) - и вовсе не более 10 мг/кг (0,001%). Что называется, ощутите разницу. А ведь высокое содержание серы в топливе - это не только колоссальный удар по экологии, но и по двигателю. Из-за серы увеличивается износ деталей двигателя, сокращается срок службы масла, ускоряется выход из строя деталей, ответственных за выброс вредных веществ (лямбда-зонды, нейтрализаторы). Кроме того, согласно ДСТУ 4840:2007 дизельные топлива в зависимости от условий эксплуатации разделяются на марки и классы. Дизельное топливо для эксплуатации в условиях умеренного климата разделяют на 6 марок, которые отличаются предельной температурой фильтруемости (самая низкая при которой ДП ещё нормально протекает через топливный фильтр). Для зимнего периода предусмотрены две марки ДП ЕВРО: марка Е - предельная температура фильтруемости -15 градусов по Цельсию, марка F - предельная температура фильтруемости -20 градусов по Цельсию. Новым ДСТУ также предусмотрены требования для ДП, предназначенного для эксплуатации в условиях арктического климата. В этом случае ДП ЕВРО делят на классы: класс 0 - предельная температура фильтруемости -20 градусов по Цельсию; класс 1 - предельная температура фильтруемости -26 градусов по Цельсию.
Кроме содержания серы, образцы были проверены по таким параметрам, как содержание воды, температура вспышки в закрытом тигле и предельная температура фильтруемости.
Сразу отметим, что результаты оказались намного лучше ожидаемых. Только две пробы не уложились в один норматив! Такие итоги можно назвать где-то сенсационными, ведь ситуация с «дизелем» традиционно была похуже, чем с бензином.
Сначала о воде. Как известно, воды в дизельном топливе быть не должно. Так и случилось с испытуемыми - ни в одном образце её не оказалось.
Второй значимый показатель - температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Говорит в первую очередь о пожароопасности топлива. К сожалению, дизельное топливо БРСМ и Лукойл не уложились в норматив. При норме вспышки не ниже 55 градусов Цельсия, «дизель» БРСМ показал 22°С! Это может говорить только об одном - в данное дизтопливо попали лёгкие фракции, т.е. бензин.
Теперь о «морозоустойчивости». Дизельное топливо очень чувствительно к пониженным температурам из-за присутствия в нём парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания. Например, в летней солярке парафины выпадают уже при -5°С (топливо мутнеет). При температуре -10°С летняя солярка загустевает и забивает топливные фильтры. Зимняя солярка более «морозоустойчива»: предельная температура фильтруемости должна быть не выше минус 15°С (для ДСТУ 4840:2007 марки E) и минус 20°С (для ДСТУ 4840:2007 марки F). Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали - абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом, причём с «запасом». Дизельными топливами, которые отвечают требованиям нового более строгого ДСТУ и с запасом по предельной температуре фильтруемости, оказались образцы WOG ДП Mustang (граничная температура -23°С), и ОККО ДП ЕВРО (граничная температура -22 °С). Самую низкую предельную температуру фильтруемости, то есть это уже дизельное топливо, которое можно использовать в суровых зимах, которые в последнее время наблюдаются на территории нашей страны, показал образец ОККО «Pulls Diesel Арктика» (предельная температура -31°С).
Главный «экологический» показатель дизтоплива - содержание серы, продукты сгорания которой при взаимодействии с водой образуют серную и сернистую кислоты, которые в свою очередь провоцируют коррозию металла. При увеличении концентрации серы в топливе с 2000 мг/кг (0,2%) до 6000 мг/кг (0,6%) цилиндропоршневая группа изнашивается на 15-20% быстрее, а если доля серы достигает 10000 мг/кг (1%), то двигатель выйдет из строя в два раза быстрее! К счастью, все испытуемые показали хорошие результаты, никто не вышел за рамки нормативов - ни «старых», ни «новых». Наименьшее количество серы оказалось в образцах ОККО «ДП ЕВРО» и ОККО «Pulls Diesel Арктика», WOG ДП Mustang - 10 мг/кг (что равняется 0,001%). Это соответствует самому требовательному нормативу ДСТУ 4840:2007 к топливу вида I. В «еврозону» (ДСТУ 4840:2007 к топливу вида II) также попали и все остальные образцы, кроме ANP, Укрнафты и Formula. Последние уложились в украинский ДСТУ 3868-99, но цифры превышают в 6-30 раз результаты остальных участников.
Результаты проверки Института потребительских экспертиз показали, что в целом заправляться дизелем можно без особой опаски даже в крещенские морозы. Но утверждать это с полной уверенностью можно только лишь по отношению к крупным сетям АЗС.
Результаты исследований представлены в Таблицах №1 (по ДСТУ 4840:2007) и №2 (по ДСТУ 3868-99).
Таблица №1
Исследования по ДСТУ 4840:2007 к топливу вида І или II | Содержание воды(норматив - присутствует - отсутствует) | Температура вспышки в закрытом тигле, °С(норматив - не ниже 55, °С) | Содержание серы, мг\кг (норматив - не более 10 (Вид І) или 50 мг/кг (Вид ІІ)) | Предельная температура фильтруемости, °С(норматив - не выше - 15 °С(марка Е), -20 °С (марка F), -26 °С (клас 1)) | Марка или класс, вид |
ОККО Pulls Diesel Арктика | Отсуств. | 55 | 10 | - 31 °С | клас 1 вид І |
КЛО | Отсуств. | 57 | 24 | - 18 °С | марка Е вид ІІ |
ОККО ДП Євро | Отсуств. | 62 | 10 | - 22 °С | марка F вид І |
ТНК | Отсуств. | 78 | 50 | - 19 °С | марка Е вид ІІ |
ONIO | Отсуств. | 55 | 35 | - 15 °С | марка Е вид ІІ |
WOG Mustang Diesel | Отсуств. | 62 | 10 | - 23 °С | марка F вид І |
БРСМ | Отсуств. | 22 | 32 | - 22 °С | марка F вид ІІ |
Лукойл | Отсуств. | 40 | 42 | - 24 °С | марка F вид ІІ |
Исследования по ДСТУ 3868-99 | Содержание воды (норматив - присутствует - отсутствует) | Температура вспышки в закрытом тигле, °С (норматив - не ниже 40, °С) | Массовая часть серы, % (норматив - не более 0,2(2000 мг/кг)) | Предельная температура фильтруемости, °С(норматив - не выше - 15°С) | Марка |
ANP | Отсуств. | 55 | 0,033(330 мг/кг) | - 19 °С | З-0,05-(-25) |
Укрнафта | Отсуств. | 55 | 0,034(340 мг/кг) | - 21 °С | З-0,05-(-25) |
Формула Formula blue | Отсуств. | 79 | 0,0061(61 мг/кг) | - 17 °С | З-0,05-(-25) |