Качество Имени
а топливном рынке вновь тревожно. Нефтетрейдеры жалуются, что высококачественный импортный бензин, произведённый на современных зарубежных НПЗ «тормозит» таможня, затягивая процесс оформления на границе. Задержки коснулись всех крупных поставщиков, а некоторые эксперты утверждают, что делается это с целью монополизировать рынок ввоза топлива. Мол, вскоре все зарубежные поставки будут проходить под эгидой одного «монстра», обладающего эксклюзивным правом оформления на таможне. Безусловно, это не может устраивать ни владельцев АЗС, ни тем более потребителей, ведь отсутствие конкуренции никогда до добра не доводило. При таком раскладе практически гарантированно поднимутся цены, да и качество, скорее всего, снизится.
Тем не менее, дорогое «именное» топливо со стел АЗС не исчезло, поэтому специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить, из какой же «базы» нынче делают «премиальный» бензин, который априори должен быть стандарта Евро 5 и содержать очищающие присадки?
В этот раз отбор проб «девяносто пятого» произошёл на АЗС девяти компаний, которые, в значительной мере формируют рынок. Под прицел «попали» WOG («Mustang»), ОККО («Pulls»), Лукойл («Экто»), ТНК («Pulsar»), Shell («V-power nitro»), Укрнафта («Energy»), КЛО («Ventus»), Socar («Nano») и А-95 + от сети заправок Укравто. Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам ДСТУ 4839:2007 (Евро, вид 1). Напомним, что в Украине всё ещё действуют два стандарта качества бензина. «Неубиваемый» ДСТУ 4063-2001, который всё никак не отменят, и современный ДСТУ 4839:2007 для «евротоплива».
Самый главный вывод, полученный в лаборатории – пока что владельцам иномарок ничего не грозит, большинство проб оказались высокого качества, соответствовали «жесткому» стандарту Евро 5 и своей немалой цене. Из девяти участников только один образец оказался не «европейцем», а «безымянным украинцем».
Первым делом проверили октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 85,0 единиц (что практически аналогично привычному числу 95 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). Результаты порадовали – все уложились в норматив, а некоторые продемонстрировали изрядный «запас». Лидером стал «Mustang» от WOG, который оказался «девяносто шестым», отличные результаты у «Ventus» КЛО (85.5 единиц) и Укравто (те же 85.5 единиц) и Pulls.
Остальные показатели химического состава проб тоже оказались практически идеальными. Визуальный тест все образцы прошли «на ура» — механических примесей, воды и помутнения топлива не было ни в одной пробе. Кстати, судя по всему, топливо «Mustang» от WOG осталось единственным, куда добавляют специальный маркер. Из – за этого данный бензин зелёного цвета и его легко идентифицировать.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если её в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. «Безразмерный» ДСТУ для «обычного» 95-го нормирует содержание серы до 0,015% (150 мг/кг), а вот чтобы бензин соответствовал нормативу Евро 5, в нём должно быть не более 0,001% (10 мг/кг). Почувствуйте разницу! Победителями в этой категории оказались все, за исключением «Energy» от Укрнафты. Этот образец оказался бензином, наверняка произведённым в Украине, серы в нём оказалось 130 мг/кг. Это соответствует требованиям ДСТУ 4063-2001, но это как минимум в тринадцать раз больше, чем у конкурентов! У них, кстати, серы в топливе почти не оказалось. Разброс невелик - от 5 мг/кг у Ventus и других, до 7-10 мг/кг у Nano, Экто и Pulls.
Остальные химические показатели (объемная часть ароматических углеродов и бензола) оказались в норме у всех, лишь проба «Energy» от Укрнафты показала результаты, несовместимые с требованиями Евро 5.
В целом, можно констатировать, что качество «именного» топлива держится на высоком уровне, несмотря на проблемы с поставками.
Что же касается другого немаловажного параметра – цены, то здесь дешевле всех стоило топливо «Energy» от Укрнафты, что вполне отражают его качественные характеристики.
Протоколы исследований |
Таблица 1 («евробензин»)
АЗС(исследования по ДСТУ 4839:2007 к бензину видов I и II) | Октановое число(моторный метод)(норматив - не менее 85 ед.) | Содержание серы, (вид I, норматив не более 10 мг/кг) | Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) | Объемная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) |
Shell V-power nitro | 85.0 | 5 | 0.80 | 27.8 |
WOG Mustang | 86.0 | 8 | 0.66 | 28.3 |
Лукойл ЭКТО | 85.0 | 7 | 0.85 | 34.9 |
ОККО Pulls | 85.5 | 10 | 0.86 | 29.3 |
КЛО Ventus | 85.5 | 5 | 0.79 | 32.1 |
Socar Nano | 85.2 | 8 | 0.79 | 26.2 |
ТНК Pulsar | 85.3 | 5 | 0.74 | 25.8 |
Укравто А-95 + | 85.5 | 5 | 0.73 | 28.1 |
Таблица 2 (обычный украинский бензин)
АЗС(исследования по ДСТУ 4063:2001) | Октановое число(моторный метод)(норматив - не менее 85 ед.) | Массовая доля серы(%, норматив не более 0,015 (или 150 мг/кг))* | Массовая часть бензола (в %, не более 5.0) | Суммарный объём ароматических углеводородов (в % мас., не более 45,0) |
Укрнафта Energy | 85.4 | 130 | 3.3 | 45 |