«Дизель» с именем: зимние тесты

С наступлением холодов забот у автомобилистов традиционно прибавилось, особенно у тех, чьи машины оснащены дизельным движком. Им приходится быть особенно бдительным, ведь ДТ имеет свойство парафинизироваться при низких температурах. Негодная солярка на морозе быстро превращается в кисель - и прощай фильтры. Поэтому многие водители с опытом рекомендуют в зимнюю пору не мелочиться, а покупать на заправках только именное дизтопливо. Специалисты Института потребительских экспертиз решили проверить, действительно ли ДТ с именем является гарантией от замерзания на дороге.

Тест-контроль

Результаты тестов доказывают, что в целом брендовые сорта «дизеля» оправдывают свою цену. Отклонения от нормативов обнаружены только у Shell (по цетановому показателю), выпадание за пределы Евро-5 - только у ANP. Вместе с тем, в этом именном сегменте обнаружены свои безоговорочные лидеры. Например, ДТ Pulls Diesel Арктика от сети ОККО во время лабораторных испытаний показал рекордный предел замерзания -40оС. Эксперты даже перепроверили образец. Но результат оказался тот же. Такая вот изюминка нынешнего исследования. Подробнее о нем ниже.

Эксперты ИПЭ приобрели «солярку с именем» в 10 сетях: ANP (Energy), КЛО (Ventus diesel), Shell (V-power diesel), Socar (Nano ДТ), ОККО (Pulls Diesel Арктика), Лукойл (ЭКТО Diesel Арктика), WOG (Mustang ДТ +), Укравто (ДТ плюс), ТНК (Евро) и Газпромнефть. Все топливо проверялось по 4 критериям: температура фильтруемости и цетановое число - эти два показателя особенно важны зимой, а также содержание серы и температура вспышки.

Морозостойкость

Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали - абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. Причем 5 из 10 не просто зимние, а арктические, т.е. их можно заправлять в саму суровою зиму и в самые требовательные автомобили. На встречный вопрос: «А зачем в наших условиях использовать дизельное топливо, предназначенное для арктических условий?» ответ прост: это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться. Ведь когда градусник опускается до -15-20°С, реальная температура за окном, допустим, в сырую погоду или при сильном ветре, может быть ниже. Заглохнуть в пургу на трассе - перспектива не из приятных. Поэтому очень важно иметь в топливном баке запас прочности.

Итак, «полярниками»-рекордсменами по температуре фильтруемости стали образцы ОККО Pulls Diesel Арктика (предельная температура - минус 40°С) и Лукойл ЭКТО Diesel Арктика (предельная температура - минус 35°С). У остальных участников, чьё топливо полностью соответствует нормативам, не больше, чем -30 градусов, но и не меньше, чем -18.

Цетан

В чем значимость цетанового числа? Этот показатель определяет период задержки воспламенения топливной смеси - т.е. тот промежуток времени, который проходит от момента впрыска топлива до начала его горения. Чем ниже цетановое число, тем жестче работает дизельный двигатель, больше расход топлива и дымность отработанных газов. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск.

Кроме Shell (47 единиц при нормативе 49), никто из испытуемых не опустился ниже норматива, а солидный запас прочности продемонстрировали два образца - Лукойл ЭКТО Diesel Арктика (51 единица), и ОККО Pulls Diesel Арктика (51 единица).

Сера

Главный «экологический» показатель дизтоплива - содержание серы. Хотя продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера, она и зимой, и летом, как говорится, одним цветом. По украинским стандартам допускается разная доля серы в дизтопливе разных видов. Для вида II (соответствует Евро-4) - не выше 50 мг/кг, а в топливе вида I (Евро-5) - и вовсе не более 10 мг/кг. Так вот из всех поверенных образцов самым грязным оказалось топливо Energy от ANP. Остальные вписались в вид І. И это радует. Поскольку в обычном, неименном, дизтопливе, продаваемом на украинских АЗС, серность намного выше.

Вспышка

Наконец, последний значимый для нашей проверки показатель - температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива и указывает в первую очередь на пожароопасность топлива. Кроме того, если данный показатель ниже норматива, это может свидетельствовать о попадании в дизтопливо лёгких фракций. Что ж, с температурой вспышки проблем не было ни у кого, хотя в прошлогоднем исследовании такие случаи бывали.

Итого

Главный вывод из нынешнего исследования таков. Даже в сегменте именного ДТ есть своя внутренняя градация марок по качеству и физико-химическим параметрам. Есть лучшие, а есть лучшие из лучших. Но в целом - зачет. А это значит, что именные сорта стоят-таки своих денег. Ведь доплачивая не так уж и много по сравнению с ценой обычного дизтоплива, автомобилист приобретает уверенность, что продукт его не подведет.

Справка: Дизельное топливо очень чувствительно к пониженным температурам из-за присутствия в нём парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания. Например, в летней солярке парафины выпадают уже при -5°С (топливо мутнеет). При температуре -10°С летняя солярка загустевает и забивает топливные фильтры. Зимняя солярка более «морозоустойчива»: предельная температура фильтруемости должна быть не выше минус 15°С (для ДСТУ 4840:2007 марки E) и минус 20°С (для ДСТУ 4840:2007 марки F). Новым ДСТУ также предусмотрены требования для ДТ, предназначенного для эксплуатации в условиях арктического климата. В этом случае ДТ ЕВРО делят на классы: класс 0 - предельная температура фильтруемости минус 20 °С; класс 1 - предельная температура фильтруемости минус 26 °С.


Исследования по ДСТУ 4840:2007 к дизельному топливу улучшенного качества

Предельная температура фильтруемости, °С

(норматив - не выше минус 15 °С (марка Е), минус 20 °С (марка F)


Цетановое число, ед. (норматив - не менее 51)

Содержание серы, мг\кг (норматив - не более 10 (вид І) или 50 мг/кг (вид ІІ))

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

(норматив - не ниже 55, °С)

Марка, вид

 

ANP Energy

 

- 20 °С

 

51

16

61

марка F вид ІІ

 

КЛО Ventus diesel

 

- 20 °С

 

51

6

55

марка Е вид І

 

Socar (Nano ДТ)

 

- 20 °С

 

52

6

73

марка Е вид І

 

ТНК (Евро)

 

- 19 °С

 

52

5

72

марка Е вид І

 

Газпромнефть

 

- 18 °С

 

51

5

68

марка Е вид І

 

Исследования по ДСТУ 4840:2007 к дизельному топливу улучшенного качества арктического класса

Предельная температура фильтруемости, °С

(норматив - не выше минус 20 °С (класс 0), минус 26 °С (класс 1))


Цетановое число, ед. (норматив - не менее 49)

Содержание серы, мг\кг (норматив - не более 10 (вид І) или 50 мг/кг (вид ІІ))

Температура вспышки в закрытом тигле, °С (норматив - не ниже 55, °С)

Класс, вид

ОККО Pulls Diesel Арктика

- 40 °С

 

51

6

65

Класс 1, вид І

ЛУКОЙЛ ЭКТО ДТ

 - 35 °С

51

5

62

Класс 1, вид ІІ

Shell V - Power Diesel

- 35 °С

47

5

62

Класс 1, вид ІІ

WOG Mustang +

- 28 °С

49

5

57

Класс 1, вид І

Укравто ДТ +

- 27°С

49

4

65

Класс 1, вид І

дизель

Views: 13164