Карты, деньги, бензобак
Институт потребительских экспертиз провёл исследование, какая программа лояльности на АЗС выгоднее.
Во времена роста цен на топливо частично компенсировать лишние расходы можно пользуясь программами лояльности сетевых АЗС. Но кто предлагает автовладельцам самые выгодные «льготы», способные наиболее существенно компенсировать скачек цен на топливо?
Ответ на вопрос, кто из сетевых АЗС предлагает наиболее выгодную программу лояльности дали специалисты столичного «Института потребительских экспертиз», которые провели мониторинг крупных сетей АЗС по всей Украине. Немаловажно то, что это исследование состояло из ряда этапов и включало в себя абсолютно все - начина от простоты получения и регистрации карты до ее применения в сетевых магазинах, никак не относящихся к весьма специфической сфере обслуживания автовладельцев. Чтобы определить выгоду, эксперты смоделировали ситуацию, в которой постоянный клиент каждой сети заправил 100 литров топлива, получив взамен какие-то балы или скидку.
Предметом исследований стали восемь карт лояльности, которые охватывают услуги почти 15-ти сетей АЗС: «FISHKA» (ОККО); «Прайд» (WOG); «Shell Smart» (Shell); «ДякуYOU» (КЛО); «Карта переваг» (Лукойл); «MAXI» (ТНК); «Level» (Socar); «PLUS» (БРСМ Нафта). В каждом исследовании эксперты присваивали участникам оценки в виде баллов, которые в конечном итоге позволили выявить наиболее привлекательную программу лояльности с точки зрения финансовой выгоды для постоянного клиента. Как показало исследование, в итоге больше всего сэкономить семейный бюджет можно, пользуясь картой «PLUS» (БРСМ Нафта). Также скидки есть и у остальных участников, но, как говорится, есть нюансы. Впрочем, обо всём по порядку.
Получение карты.
Согласно исследованиям специалистов Института потребительских экспертиз, в целом сети АЗС предлагают автовладельцам три варианта получения карты лояльности. Первый самый привлекательный, так как самый простой, представляет собой бесплатное получение карточки и заполнение короткой анкеты, которую можно бросить в специальный ящик на АЗС либо зарегистрироваться на сайте. Такой вариант предлагают практически на всех АЗС.
Второй вариант требует выполнения определенных условий, а точнее первоначальных финансовых «вливаний». Наиболее часто требуется покупка топлива или попутных товаров на определенную сумму. Такой вариант остаётся в сети Socar («Level»), где требуется потратить 300 грн.
Самый не интересный для автовладельцев способ получения карты - ее покупка. Такой способ получения «лояльности» практикует сеть ТНК («MAXI»), правда за карту нужно оплатить символические 10 грн.
Немаловажным при получении карт является и то, сколько дубликатов карт тебе дают и в каком виде. Хотя ни одна сетевая АЗС не отставляет автовладельцев от запасного «ключа», тем не менее одни предоставляют одну дополнительную карту, другие - две, а некоторые вообще три.
В целом же, карты лояльности выдают охотно и без проблем, в отличие от ситуации годом ранее, когда карту получить было проблематично. Единственная сеть, где карту оформить не удалось, стал бывший «Лукойл». Как объяснили в компании, это связано со сменой собственника и ребрендингом станций. Впрочем, по старым картам скидку предоставляют.
Стоит сказать и о самих картах. Как правило, это обычный «пластик» с магнитной лентой. И только у сети «БРСМ-Нафта» карта необычная. Основное отличие карт «PLUS» - встроенный RFID чип. Эта технология в десятки раз дороже обычных пластиковых карт, но она имеет и множество преимуществ. На АЗС установлены специальные терминалы, куда карту нужно приложить, и на экране потребитель сразу может увидеть информацию о размере скидки, сэкономленной сумме, а также сколько баллов необходимо для достижения следующего уровня (скидка накопительная). Кроме того, как уверяют в компании, такие карты невозможно подделать, и у них намного больше ресурс бесперебойной работы. Да и клиентам удобнее - не приходится доставать ее из портмоне для совершения транзакции (магнитный импульс срабатывает даже когда карта находится в портмоне).
Финансовая выгода.
В данный момент, из-за существенного падения объема продаж, многие сети предлагают скидки на топливо, хотя ранее баллы в основном можно было обменять на сопутствующие товары (мойка, хот-доги, кофе, омыватель и т.д.). В текущей сложной экономической ситуации автомобилистов более всего интересуют скидки на бензин, поэтому акцент исследования был сделан именно на этом аспекте. Самую маленькую скидку предлагает бывшая сеть «Лукойл» - всего 15 копеек на литре, немного больше - около 23 копеек у ТНК («MAXI»). У «FISHKA» (ОККО) скидка побольше - 35 копеек на литре, но есть условие - нужно заправиться «до полного», что сейчас не всем по карману. Кроме того, 12 марта эта акция на ОККО закончится. У карты «Прайд» (WOG) скидка тоже не на литры, а на деньги. При заправке на 300 грн. можно получить 15 грн. на карту, которой можно оплатить и топливо. По сумме скидки предложение от WOG оказалось выгодным по программе лояльности, но нужно учитывать цену литра топлива и тот факт, что акция действует до середины апреля. Система «ДякуYOU» (КЛО) скидки на топливо не предлагает, ограничившись начислением бонусов за каждую потраченную гривну, по схеме 1 гривна - 1 бонус. Программа лояльности «PLUS» (БРСМ-Нафта) предлагает своим пользователям скидку на топливо от 24 до 48 копеек с каждого литра. У этой сети также есть специальные предложения, например: заправившись «до полного» клиент может увеличить свою скидку еще на 20 копеек на каждом литре, а при покупке кофе, чая, хот-дога или выпечки на АЗК, клиент получает дополнительно еще 10 копеек к своему дисконту. Скидка варьируется в зависимости от того, какое количество топлива заправляется в течении месяца. В итоге, среди программ лояльности лидером в долгосрочной перспективе оказалась программа «PLUS» (БРСМ-Нафта), у которой помимо получения реальной скидки в чеке при каждой заправке авто в зависимости от уже накопленных балов на карте, ещё и довольно низкие по сравнению с конкурентами цены на топливо.
Партнеры.
В ходе изучения программ лояльности сетевых АЗС, эксперты Института потребительских экспертиз провели анализ возможности использования карт в других сферах жизни, т.е. за пределами АЗС. Такую возможность предоставляет четыре участника нашего обзора - карты «FISHKA» (ОККО), «ДякуYOU» (КЛО), «MAXI» (ТНК), «PLUS» (БРСМ Нафта). Имея в распоряжении эти карты, вы накапливаете баллы или получаете скидку при покупке товаров, например, в какой-нибудь сети супермаркетов, пользуясь услугами банков, обедая и ужиная в ресторанах или кафе, покупая мобильный телефон в сетевом магазине мобильной связи и т.д.
Каждая из этих сетей АЗС построила партнерские отношения с разными компаниями. Например, карты «ДякуYOU» компании КЛО могут использоваться для накопления и использования баллов в ресторанах и кафе. Единственное «но» - компания КЛО встречаются только в нескольких регионах.
Сеть, которая охватывает карты «MAXI» компании ТНК охватывает больше сфер жизни, так как они действуют и в магазинах одежды, спортивных товаров, электроники, в ресторанах, салонах красоты, страховых компаниях и банках и т.д. Казалось бы, такая «зона накопления и использования баллов и скидок» очень выгодна, но если вникнуть вглубь работы этой системы, то оказывается, что привилегии, а точнее баллы, полученные у одного партнера, вы не можете использовать у того партнера, кто дает процентную скидку на товары и услуги и наоборот. Таким образом, возможности применения карты получились значительно меньше.
В свою очередь карта «FISHKA» компании ОККО работает со всеми своими партнерами по бальной системе. Эта система лояльности наиболее универсальна, так как позволяет накапливать и тратить баллы у любого из партнеров. Среди партнеров «FISHKA» - супермаркет, магазины электроники и мобильные салоны и т.д.
Карты лояльности «БРСМ Plus» (БРСМ Нафта) также выходят за пределы АЗС, предоставляя владельцу такой карты возможность получения дополнительных скидок на товары и услуги партнеров программы. Так, в сеть, которую охватывает карта «PLUS», входят СТО, супермаркеты электроники, сетевые рестораны, салоны красоты, химчистка, магазины цветов и т.д.
На финишной прямой
Уже на завершении анализа лояльности отдельных сетей АЗС к своим постоянным клиентам стало ясно, что не все карточные системы смогут удовлетворить автовладельцев удобством пользования и величиной полученных выгод. В нынешние трудные времена, ключевое значение для автомобилистов приобретает не только заправка машины качественным бензином, но условия для экономии семейного бюджета. Поэтому лидерство в карточной гонке в этот раз эксперты отдали компании «БРСМ Нафта» с программой «PLUS», благодаря сочетанию цены топлива и сбалансированному подходу к скидкам. Хотя в конечном итоге каждый автовладелец должен сам определить, с кем ему удобнее работать.
Дмитрий Грибенко
Views: 2487