Зимний «дизель»: в трети проб обнаружена вода

19.01.2017

После новогодних праздников стремительно обвалилась национальная валюта, что очень быстро приведет к подорожанию топлива на 1-1,5 гривны. Перспектива малоприятная, особенно ввиду падения доходов населения. И если цена на «солярку» постоянно растёт, то качество её в последние годы было довольно стабильно. Это обуславливалось поставками «тяжелого» топлива в подавляющей массе из-за рубежа, но сейчас даже государственный Шебелинский НПЗ перешёл на выпуск топлива стандарта Евро-5. Вроде бы ничего не предвещало беды, но треть проверенного специалистами Института потребительских экспертиз топлива оказалось не кондиционным.

Тест-контроль

В этот раз эксперты решили сконцентрировать внимание не только на крупных игроках, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 8 сетях: БРСМ-Нафта (ДТ Евро), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), Shell (ДТ Евро) иSunOil (ДТ Евро). Изюминкой теста стало участие в исследовании нелегальной АЗС, так называемой «бочки», которые массово появляются в последнее время. Цена там, как правило, на 3-4 гривны ниже, чем у сетевиков, а вот что там разливают, не знает никто. В лаборатории все образцы прошли проверку по множеству параметров: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность. И, конечно, главные «зимние» показатели – предельная температура фильтрации (замерзание) и массовая часть воды. Скажем сразу: все испытуемые оказались «зимними» образцами, но полностью испытание выдержали не все.

Цетановый индекс

Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы БРСМ-Нафта (ДТ Евро) – 52,6 единицы, и КЛО (ДТ Евро) – 51,7 единицы. На таком дизтопливе будет легче запускаться зимой и меньше расход топлива.

Вспышка

Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.

Сера

Продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – реальность. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5! Рекордсменом стал образец БРСМ-Нафта (ДТ Евро) (всего 3 мг/кг!). А вот на нелегальной АЗС серы в «дизеле» оказалось по нынешним меркам очень много – 339 мг/кг.

Вода

Воды в дизельном топливе быть не должно – это регламентирует стандарт, это знают все дизелисты. На морозе кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра – и прощай, движение! Но этого, похоже, не знают в сетях ANP и AMIC, ведь именно в образцах этих АЗС (и нелегальной «бочке») были обнаружены следы воды. Как она туда попала, остаётся только гадать (остальные параметры в порядке). Скорее всего, можно предположить прорехи в логистике и хранении.

Морозостойкость

Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. При сильном похолодании не замёрзнет дизель БРСМ-Нафты, который выдержит до минус 26 по Цельсию, неплохо продержатся КЛО (- 23), LUXWEN (- 23), ТНК (- 20). На случай более экстремальных морозов КЛО и Shellпредлагают именные сорта (Ventusи V-power), которые являются арктическими, но и стоят ощутимо дороже.

Итого

В целом, качество дизельного топлива находится на уровне, если не считать следы воды в некоторых образцах (хотя вряд ли это системный процесс, скорее, недочёты отдельных АЗС). Порадовали также результаты сети БРСМ-Нафта, которая сейчас переживает нелёгкие времена, отбиваясь от рейдерской атаки, но при этом качество пока не пострадало. Что же касается нелегальных АЗС, то дорогу туда лучше забыть, поскольку претензий в случае неприятностей предъявлять попросту некому.

Дмитрий Гордиенко


Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5 Цетановый индекс (норматив – не менее 46 ед.) Плотность при t 15 °С, кг/м3 (норматив 820-845) Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив – не ниже 55, С) Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг)
БРСМ-Нафта(ДП Евро) 52,6 835,9 55 3
Shell (ДП Евро) 50,9 833,7 72 4
Нелегальная АЗС 49,8 818,9 44 339
LUXWEN (ДП Евро) 50,8 836,3 60 4
ТНК (ДП Евро) 48,6 832,5 63 10
AMIC (ДП Евро) 52,3 831,7 67 9
ANP (ДП Energy) 50,2 835,8 55 8
КЛО (ДП Евро) 51,7 837,4 62 8
SUN OIL (ДП Евро) 49,9 832,9 57 10
Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5 Массовая часть воды, % (норматив – не более 0,02 %) Предельная температура фильтруемости, не выше,°С (норматив – для марки Л ( - 5°С ), для марки З ( - 20°С ), для марки Арктика ( - 30°С ))
БРСМ-Нафта (ДП Евро) Не обнаружено – 26
Shell (ДП Евро) Не обнаружено – 18
Нелегальная АЗС Обнаружено – 14
LUXWEN (ДП Евро) Не обнаружено – 23
ТНК (ДП Евро) Не обнаружено – 20
AMIC (ДП Евро) Обнаружено – 18
ANP (ДП Energy) Обнаружено – 27
КЛО (ДП Евро) Не обнаружено – 23
SUN OIL (ДП Евро) Не обнаружено – 15

дизель азс

Views: 672