​Качество бензина А-95 на украинских АЗС продолжает расти, но…

24.02.2020

Не все образцы топлива смогли пройти испытания

Потребление сжиженного углеводородного газа в Украине в 2019 году увеличилось до 2,03 млн тонн (+11,1%) по сравнению с 2018 годом. Более того, в минувшем году объем рынка автогаза впервые превысил объем рынка бензина, который в 2019 г. составил 1,95 млн тонн. Снижение потребления бензина в Украине вызвано ростом регистраций б/у иномарок, большая часть которых оснащена дизельными моторами, а также переоборудованием как новых, так и подержанных авто на работу на газе.

На фоне этих тенденций на первый план выходит качество предлагаемого автолюбителям бензина. В Институте потребительских экспертиз провели очередную проверку наиболее популярного 95-го бензина. Эксперты уделили внимание не только крупным сетевым АЗС, но и более скромным дистрибьюторам автомобильного топлива.В этом исследовании были отобраны образцы 11 сетей –Parallel,WOG, KLO,Chipo, Glusco, ANP, UPG, SunOil, Grandpetrol, Avantage и Marshall.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы, объемные части ароматических углеводородов, бензола, этанола и метанола. Из 12 образцов только один оказался несоответствующим требованиям ДСТУ.

В первую очередь был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу, в соответствии с которым норматив установлен на уровне не ниже 95,0 единиц.

Все образцы уложились в норматив,отличные показателипродемонстрировалиобразцыWOG (96,8) и Parallel – (96,7).Также «запас» продемонстрировалиChipo(96,6) и KLO(Shebel 95)(96,5). А замыкают рейтинг образцы от UPG (95,3) и Marshall (95,4).

Следующим важным показателем является содержание серы. Высокое содержание этого вещества в топливе приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и быстрому выходу из строя катализатора. Естественно, что при сгорании топлива с большим количество серы в атмосферу выбрасываются больше вредных газов, которым мы дышим. По нормам ДСТУ для А-95-Евро5 содержание серы не должно превышать 10 мг/кг.

Среди исследованных проб бензина анти-рейтинг возглавило топливо от Marshall, практически вдвое превысившее норму – 19,5. Еще одна проба оказалась «граничной» – 10 мг/кг серы обнаружено в топливе от Avantage. Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным –WOG(3 мг/кг)и KLO(Shebel 95)(4 мг/кг). Важно отметить, что по сравнению с прошлыми исследования ми показатели у топлива от Chipoи Parallel(5 мг/кг) улучшились. Результат сети KLOособенно приятен, так как топливо Shebel95 производится на отечественном Шебелинском НПЗ.

Далее топливо оценивалось на содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. По ДСТУ объемная часть содержания бензола не должна превышать 1%. По этому показателю нарушителем оказалось топливо от Marshall, которое превысила норму в 3,4 раза! Меньше всего серы оказалось у проб, отобранных на АЗСParallel (0,38%) и WOG (0,39%).

При проверке объемной части ароматических углеводородов превышений обнаружено не было. Для справки – при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. У всех участников этот показатель в границах допуска, причем с хорошим запасом.Минимальные значения у KLO(Shebel 95) и Parallel . Аномально низким в этой категории стало топливо от Marshall (15%), а в конце списка оказались UPG (28,8%) иANP (29,3%).

Ну и последним испытанием стало выявление в составе бензина кислородсодержащих соединений – этанола и метанола. К сожалению, не все образцы проб смогли пройти этот тест. По нормам ДСТУ объемное содержание этилового и метилового спирта не должно превышать 3% для метанола и от 5 до 10% – для (био)этанола. 11 из 12-ти проб топлива прошли проверку, а вот образец А-95от АЗС Marshall продемонстрировал высокое содержание спиртов, значительно превысив допустимые нормы.

Подводя итоги исследований, стоит отметить большинство украинских сетевых АЗС не только предлагают топливо, соответствующего европейским нормам, но и со временем улучшают его качество. Но, к сожалению, риск заправиться топливом с обилием серы и спирта еще сохраняется…

АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.) Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) Объемная часть бензола (в %, не более 1.0)
WOG 96,8 3 22,5 0,39
Chipo 96,6 5 26,5 0,40
KLO (Shebel 95) 96,5 4 18 0,41
PARALLEL 96,7 5 18,3 0,38
Glusco 95,5 7 26,9 0,70
ANP 96,0 6 29,3 0,77
UPG 95,3 8 28,8 0,69
SunOil 95,9 8 23,6 0,59
Grand petrol 96,5 7 28,5 0,61
Avantage 95,8 10 28,7 0,86
Marshall 95,4 19,5 15,5 3,4
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) Объёмная часть кислородсодержащих соединений ( в %, не более, метанол,этанол)
WOG Отсут.
Chipo Отсут.
KLO (Shebel 95) Отсут.
PARALLEL Отсут.
Glusco 0,55 - отсут.
ANP Отсут.
UPG Отсут.
SunOil Отсут.
Grand petrol Отсут.
Avantage Отсут.
Marshall 6,2 – 11,9

азс

Views: 2833