Экспертиза 12 проб зимнего дизтоплива: чьё ДТ окаменеет?

11.12.2019

Дизелистам зима не страшна.

Столичный Институт потребительских экспертиз решил проверить сети АЗС на наличие действительно зимнего дизтоплива и отобрал пробы в дюжине популярных сетей. И выяснил какое из них отвечает так и не принятым нормам Евро-6, а какое –давно отменённым Евро-4.

Долгое время официальные импортёры отказывались завозить в Украину дизельные автомобили– слишком уж нестабильным было качество отечественного дизтоплива. Особенно в зимний период – топливные фильтры моторов с системами впрыска commonrail при попадании в них летней солярки«каменели» на раз. Что не раз подтверждали и наши экспертизы - поиски приличной "зимы" превращались в самый настоящий квест. Дилеров можно понять – одна-единственная подобная заправка могла вывести из строя ТНВД, которая иной раз составляет более половины стоимости дизеля.

Дизельная дюжина

Мы постарались сделать максимальную выборку, отобрав пробы у дискаунтеров и сетей с мировым именем,неофитов и у старожилов рынка. В сертифицированную лабораторию отправились образцы тяжёлого топлива со столичных заправок WOG, ОККО, КЛО, Amic, ANP, Chipo, Glusco, Marshal, Shell, Sunoil и БРСМ-Нафта.Помимо товарных сортов мы исследовали и фирменные коктейли, обогащённые различными присадками.Исследования проводились по пяти основным параметрам, регулируемым ГОСТ 7688:2015:предельная температура фильтрации,массовая часть воды, цетановый индекс, содержание серы и плотность.

Степень «окоченения»

Главный дизтопливный вопрос, беспокоящий водителей –его морозоустойчивость.Слишком свежи в памяти времена, когда в топливо трубопроводах приходилось отогревать паяльными лампами. Вышеназванный отраслевой стандарт разделяет топливо на летнее и зимнее по граничной температуре фильтрованности. В первом случае предельный порог подвижности должен наступить лишь по достижении-5 °С, во втором уже при-20 °С.Этот же норматив регулирует наличие в топливе воды– максимум 0,02%. Иначе при минусовой температуре кристаллы льда забьют топливный фильтр и трубопроводы не хуже запарафинившегося дизтоплива. И хотя ни в одной из экспертных проб воды не обнаружено(что говорит о грамотности логистики и правильности хранения ДТ), к действительно зимним можно отнести только восемь образцов них. Отрадно, что "тяжёлое топливо"WOGиOKKOзагустело лишь по достижении - 30°С и ещё двум пробам (Chipo) до "арктической" отметки не хватило буквально градуса.

Число и индекс.

Не менее важный параметр для ДТ - цетановый индекс,отражающий влияние на топливо присадок, улучшающихего цетановое 

число.Чем индекс выше, тем легче двигатель запускается в мороз и стабильней работает. На этот раз сложностей с преодолением порога в минимальные 46 единиц ни у кого не возникло. И снова наибольший "запас прочности" – у образцов WOG и OKKO, неплохие результаты также показали пробы БРСМ-Нафтаи Chipo.

Энергетическая плотность

Если цетана много не бывает, то плотность дизтоплива (выделяемое им количество энергии) обязана находится в строго определённых рамках. Согласно ГОСТ 7688:2015 плотность при температуре 15° С она должна оставаться в пределах 820–845 кг/м3. И снова все двенадцать проб строго соответствуют предписанному коридору.

Группа риска

Главный экологический параметр дизельного топлива –избыток серы. При сгорании концентрат серной и сернистой кислот не только закоксовывает нейтрализаторы и топливную аппаратуру, но и раздражает слизистую оболочку человека.Если раньше с "повышенной кислотностью" мирились из-за неплохих смазывающих свойств серы, то с изобретением более совершенных и экобезопасных смазывающих присадоксере объявлен бой. С каждой новой евронормой её должно оставаться всё меньше:принятый в 1999 году Euro-3 допускал наличие 350 ррm (мг/кг) серы в 1 кг, а введённый десять лет спустя (и ныне действующий в Украине)Евро-5 – 10 ррm. И хотя все отобранные пробы уложились в норматив, по этому показателю среди них серьёзный разброс. Так, лидирующая четвёрка (ОККО, WOG,Chipo)уложилась в 3-4 мг/кг, в то время как пробыGluscoи Marshallпрошлись по самому краю - 10 мг/кг.

Дизелистам зимы можно не бояться.

Судя по экспертизе, качество солярки на отечественных АЗС как никогда высоко, а по некоторым позициям оно даже отвечает отсроченному ещё на год Евро-6. Но главное, что никто не позволяет себе торговать «летним» дизелем в период холодов, что неоднократно замечалось ранее.

Александр Бабенко.

Дослідження згідно ДСТУ 7688:2015 до палива дизельного Цетановий індекс (норматив – не менш 46 од.) Густина при t 15 °С, кг/м3 (норматив 820-845) Вміст сірки, мг\кг (норматив – не більше 10 мг/кг)
ОККО (ДТЕвро) 57 833,7 3
WOG (Mustang Diesel) 57 827,3 3
CHIPO (ДТ Евро) 56,9 828,9 3
БРСМ – Нафта (ДТ Евро) 56,9 834,4 5
Shell (ДТ Евро) 52,6 834,9 5
SUN OIL (ДТ Евро) 55,7 832,9 6
Glusco (ДТЕвро) 54,1 827,2 10
КЛО(ДТЕвро) 53,5 830,2 9
Marshall (ДТЕвро) 52,5 832,5 10
AMIC (ДТЕвро) 52,3 831,7 9
ANP (ДТ Energy) 51,4 835,7 8

Дослідження згідно ДСТУ 7688:2015 до палива дизельного Масова частка води, % (норматив – не більше 0,02 %) Гранична температура фільтрованості, не вище,°С (норматив – для марки Л ( - 5°С ), для марки З ( - 20°С ), для марки Арктика ( - 30°С ))
ОККО (ДТЕвро) Не виявлено – 30
WOG (Mustang Diesel) Не виявлено – 30
CHIPO (ДТ Евро) Не виявлено – 29
БРСМ – Нафта (ДТ Евро) Не виявлено – 25
Shell (ДТ Евро) Не виявлено – 25
SUN OIL (ДТ Евро) Не виявлено – 22
Glusco (ДТЕвро) Не виявлено – 18
КЛО(ДТЕвро) Не виявлено – 19
Marshall (ДТЕвро) Не виявлено – 16
AMIC (ДТЕвро) Не виявлено – 15
ANP (ДТ Energy) Не виявлено – 14

дизель азс

Views: 3036