В Украине провели независимый тест моторных масел
С января 2018 года открылась новая страница в сфере сертификации – была отменена государственная система сертификации УкрСЕПРО. Фактически, это значит, что она стала не обязательной, а добровольной.
С одной стороны, это европейская практика - когда не государство, а рынок регулирует качество продукции. Такой подход позволяет производителю/представителю акцентировать внимание потребителя на конкретных характеристиках своей продукции, а не загонять себя в рамки государственных норм и требований.
Как изменилось качество моторного масла и изменилось ли после отмены госсистемы сертификации в Украине, выяснил Институт потребительских экспертиз. Для испытаний в лабораторных условиях было выбрано 10 моторных масел 5W-40 различных брендов в разной ценовой категории.
Цель эксперимента – проверить моторные масла на соответствие заявленным характеристикам и определить, какие из них могут считаться лучшими на украинском рынке.
Какие масла проверяли
| № п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МАСЛА | ОБЪЕМ, л | ЦЕНА, грн | 
| 1 | Castrol EDGE SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) | 4 | 955 | 
| 2 | XADO ATOMIC OIL SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) | 4 | 846 | 
| 3 | ELF Evolution 900 SXR SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) | 4 | 618 | 
| 4 | Mobil Super 3000 X1 SAE 5W-40 (API SN/SM ACEA A3/B4) | 4 | 635 | 
| 5 | Shell HELIX HX7 SAE 5W-40 (API SN ACEA A3/B4) | 4 | 639 | 
| 6 | LIQUI MOLY Top Tec 4100 SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) | 4 | 897 | 
| 7 | NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+ (API SN/CF/EC, ACEA C3, A3-B4) | 4 | 750 | 
| 8 | ARAL High TRONIC SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3) | 4 | 731 | 
| 9 | ZIC SK X9 LS 5W-40 (API SN ACEA C3, A3/В3/B4) | 4 | 660 | 
| 10 | Kroon-Oil Emperol SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4) | 4 | 542 | 
Из 10 образцов, ровно половина (Castrol, Liqui Moly, Nanoprotec, Aral и ZIC) классифицируются как ACEA C3. Если кратко, в таких маслах меньше содержания серы и фосфора и сульфатной золы, чем в маслах категории A3/B4 (буквы «А» и «В» определяют тип двигателя – для бензинового или дизельного). Масла с допуском ACEA C3 предназначены для автомобилей экологического класса не ниже Евро 4 и совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.Обратите внимание: нельзя использовать для новых автомобилей масла более раннего поколения, чем предусмотрено производителем. То же касается и использования масел нового поколения в старых авто. Перед покупкой, необходимо посмотреть руководство по эксплуатации и/или проконсультироваться со специалистами, чтобы требования и допуски соответствовали конкретному автомобилю.
	
Как проводился эксперимент
Исследования качества моторных масел проводились в испытательном центре НИИ «МАСМА» в Киеве, одном из наиболее авторитетных учреждений в этой сфере.
Каждый образец проверяли на базовые физико-химические свойства, после чего были проведены лабораторно-стендовые методы исследования. Последние позволяют сымитировать использование масел в реальных условиях, включая наиболее экстремальные.
Подробнее о методике проведения экспериментов и стендовых испытаниях, смотрите видео:
Проверка моторного масла
Физико-химические испытания
По основным физико-химическим свойствам все 10 масел успешно прошли лабораторную проверку. Абсолютно все образцы соответствуют нормам и отвечают заявленным характеристикам.
| 
		 Наименования показателей, единицы измерений  | 
	НД на метод ы исследований | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL | 
| Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с | ДСТУ ГОСТ 33-2003 | 
		 12,86  | 
	
		 14,13  | 
	
		 14,71  | 
	
		 13,30  | 
	
		 14,83  | 
	
		 13,88  | 
	
		 13,13  | 
	
		 14,18  | 
	
		 13,20  | 
	
		 14,15  | 
| Вязкость кинематическая при 40 °С, мм²/с | ДСТУ ГОСТ 33-2003 | 
		 76,01  | 
	
		 84,96  | 
	
		 91,41  | 
	
		 81,77  | 
	
		 92,87  | 
	
		 87,54  | 
	
		 80,13  | 
	
		 87,70  | 
	
		 78,42  | 
	
		 87,36  | 
| Индекс вязкости | ДСТУ ГОСТ 25371:2006 | 171 | 172 | 168 | 165 | 167 | 163 | 166 | 167 | 171 | 168 | 
| 
		Щелочное   число,    мг КОН на 
		 | 
	ДСТУ 5094:2008 | 
		 5,64  | 
	
		 8,56  | 
	
		 9,10  | 
	
		 9,07  | 
	
		 9,26  | 
	
		 6,93  | 
	
		 6,61  | 
	
		 6,34  | 
	
		 5,60  | 
	
		 8,16  | 
| 
		Щелочное   число,    мг КОН на 
		 | 
	ISO 3771-2011 | 
		 7,30  | 
	
		 11,10  | 
	
		 10,20  | 
	
		 10,01  | 
	
		 10,70  | 
	
		 7,7  | 
	
		 7,50  | 
	
		 7,80  | 
	
		 7,6  | 
	
		 10,6  | 
| 
		Кислотное   число,    мг КОН на 
		 | 
	ГОСТ 11362-76 | 1,60 | 2,54 | 1,88 | 1,86 | 2,22 | 1,73 | 1,50 | 1,80 | 1,76 | 3,25 | 
| Температура вспышки в открытом тигле, °С | ISO 2592-2000 | 
		 234  | 
	
		 232  | 
	
		 238  | 
	
		 230  | 
	
		 234  | 
	
		 234  | 
	
		 242  | 
	
		 232  | 
	
		 234  | 
	
		 238  | 
| Температура застывания, °С | ГОСТ 20287 -91 | минус 38 | минус 42 | минус 38 | минус 40 | минус 50 | минус 42 | минус 42 | минус 45 | минус 40 | минус 36 | 
| Зольность сульфатная, % | ДСТУ ГОСТ 12417:2006 | 0,8 | 1,37 | 1,07 | 1,0 | 1,2 | 0,80 | 0,80 | 0,80 | 0,80 | 1,28 | 
| Массовая доля механических примесей, % | ГОСТ 6370-83 | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | 
| Массовая доля воды, % | ГОСТ 2477-65 | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | 
| Плотность при температуре 20°С, кг/м³ | ГОСТ 3900-85 | 
		 848,4  | 
	
		 851,5  | 
	
		 848,7  | 
	
		 850  | 
	
		 839,9  | 
	
		 848,9  | 
	
		 846,4  | 
	
		 848,5  | 
	
		 845,4  | 
	
		 850,9  | 
| Массовая доля кальция, % | ГОСТ 13538-68 | 0,220 | 0,350 | 0,270 | 0,250 | 0,300 | 0,200 | 0,23 | 0,190 | 0,210 | 0,320 | 
| Массовая доля цинка, % | ГОСТ 13538-68 | 0,090 | 0,120 | 0,100 | 0,100 | 0,115 | 0,090 | 0,080 | 0,095 | 0,090 | 0,130 | 
| Массовая доля фосфора, % | ASTM D 1091-2005 | 
		 0,085  | 
	
		 0,114  | 
	
		 0,095  | 
	
		 0,095  | 
	
		 0,109  | 
	
		 0,085  | 
	
		 0,076  | 
	
		 0,090  | 
	
		 0,085  | 
	
		 0,123  | 
Нормы согласно европейской классификации АСЕА:
Для категории А3/В4:
Общее щелочное число не меньше 10,0 мг КОН/г, сульфатная зольность от 1,0 до 1,6 %.
Для категории С3:
Общее щелочное число не меньше 6,0 мг КОН/г, сульфатная зольность не более 0,8 %.
Стендовые испытания
Согласно результатам стендовых испытаний, масла трех производителей не прошли проверку коррозионности на пластинках из свинца. Отметим - предохранение деталей двигателя от коррозии является одним из важных назначений моторного масла. Излишнюю коррозионную активность показали масла Castrol, Kroon-oil и Xado.
Коррозионность масел
| Наименования показателей, единицы измерений | НД метод исследований | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL | 
| Коррозионность на пластинках из свинца, г/м 2 | ГОСТ 20502-75 | 7,1* | 20,5* | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие | 15,7* | 
* - отсутствие коррозионности до 5 г/м2.
Индукционный период осадкообразования
В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.
Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам - у Xado.
| 
		 Наименования показателей, единицы измерений  | 
	НД метод испытаний | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL | 
| 
		Стабильность по индукционному   периоду  образования осадка в течение   40 часов (массовая доля осадка)   
		 Относительное изменение вязкости, % Кислотное число, мг КОН/г  | 
	
		 ГОСТ 11063-77 ГОСТ 11362-76  | 
	
		 выдерживает (0,011%) 36 3,52  | 
	
		 выдерживает (0,024 %) 39 7,35  | 
	
		 выдерживает (0,013 %) 31 6,84  | 
	
		 выдерживает (0,034%) 27 6,30  | 
	
		 выдерживает (0,015%) 15 4,20  | 
	
		 выдерживает (0,012%) 28 3,20  | 
	
		 выдерживает (0,010%) 11 
 
 3,02  | 
	
		 выдерживает (0,012%) 34 3,35  | 
	
		 выдерживает (0,011%) 34 3,40  | 
	
		 выдерживает (0,02%) 17 5,20  | 
	
	Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±
Эти испытания проводились на четырёхшариковой машине трения с целью определения критической нагрузки, показателя износа и индекса задира, в конечном итоге, для оценки смазывающих свойств масел. В данном случае образцы нужно оценивать в совокупности по трем параметрам с разделением масел по классу.
Класс ACEA C3
1.Liqui Moly
2.Nanoprotec
3.Aral
4.Castrol
5.ZIC
Класс A3/B4
1.Elf
2.Shell
3.Kroon-Oil
4.Mobil
5.Xado
| Наименования показателей, единицы измерений | НД метод испытаний | CASTROL | XADO | ELF | MOBIL | SHELL | LIQUI MOLY | NANOPROTEC | ARAL | ZIC | KROON-OIL | 
| Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - показатель износа (Дз) (196 Н, 1 час.), мм | 
		 ГОСТ 9490  | 
	
		 0,33  | 
	
		 0,30  | 
	
		 0,30  | 
	
		 0,38  | 
	
		 0,27  | 
	
		 0,28  | 
	
		 0,30  | 
	
		 0,30  | 
	
		 0,54  | 
	
		 0,28  | 
| Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - критическая нагрузка (Рк), Н | ГОСТ 9490 | 921 | 784 | 1166 | 1039 | 1098 | 1098 | 1098 | 980 | 921 | 1098 | 
| Смазочные свойства на ЧШМ машине при температуре (20±5) °С: - индекс задира, Н | ГОСТ 9490 | 412 | 444 | 487 | 491 | 502 | 501 | 474 | 503 | 409 | 498 | 
| Цвет с разведением 15:85, единицы ЦНТ | ГОСТ 20284-74 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 
Результаты проверки моторного масла
	
Какое масло самое лучшее, однозначно сказать сложно. Скорее, правильно сформулировать так – какое моторное масло лучше, а какое - хуже. При этом важно не забывать про ключевые характеристики, наиболее важные для моторного масло:
Вязкость (реологические характеристики)
Смазывающие свойства
Антиокислительные
Антикоррозионные
Моющее-диспергирующие
Энергосбережение (экономия топлива)
Для отечественного потребителя немаловажным фактором в пользу выбора того или иного масла является цена. Причем, как показывают результаты исследований, высокая стоимость не гарантирует соответствующее качество. Так, если посмотреть на итоги теста масел и цены, имеем парадоксальную картину – в Украине можно купить моторное масло среднего ценового сегмента, которое находится в высшей линейке качества.
Результаты исследований моторного масла
Какое моторное масло самое лучшее?
Выбор масла для своего автомобиля по бренду и/или цене не всегда гарантирует качество. В то же время, как показывают испытания, стоимость ниже средней по рынку тоже должна насторожить. Резюмируя, остается выделить масла 3 брендов из категории С3, исследования которых показало наивысший уровень качества: Nanoprotec, Aral и Liqui Moly. По оценке физико-химических свойств и результатам стендовых испытаний с учетом цены, стоит выделить NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+, как оптимальное масло по соотношению цена/качество класса ACEA C3.
Views: 29577